В Иркутске собрались учителя и врачи из городов Иркутской области. Они возмущены нищенским уровнем своей зарплаты.
Екатерина Вертинская: К зданию регионального правительства на пикет вышли учителя, врачи и работники культуры. Такого скопления людей на площади перед "серым домом" не было давно. По разным оценкам в акции протеста участвовали от 250 до 400 человек из 16 муниципальных образований области. Главные требования протестующих написаны на больших баннерах: "Минимальный размер оплаты труда - по закону!", "Требуем индексации заработной платы", "Достойному труду – государственные гарантии".
Воспитатель детского сада "Теремок" из города Тулуна Людмила Маркина, чтобы приехать на пикет потратила на дорогу до Иркутска 8 часов. В её родном городе средняя зарплата у её коллег 5-6 тысяч рублей. За коммунальные услуги они заплатят три тысячи, и вот на оставшиеся две-три тысячи рублей люди и выживают. Женщина говорит, "уже накипело".
Людмила Маркина: Не просто накипело, а уже бурлит и выливается. Поскольку заработная плата действительно нищенская, педагогов просто втоптали в грязь. Люди, которые воспитывают будущее страны, получают такую зарплату, которую не получает, наверное, никто. У нас в Иркутской области самая тяжёлая ситуация. Я знаю многих людей в России, в других регионах губернаторы видят тяжёлую ситуацию и стараются её как-то исправить, а у нас совсем никак.
Екатерина Вертинская: Заместитель председателя профобъединения Иркутской области Валерий Лукин на всех собраниях, заседаниях, которые проходят либо в правительстве, либо в Законодательном Собрание региона доводит позицию людей, но пока ни в одном документе требования народа не нашли отражения. В частности, региональное правительство никак не может согласиться с тем, чтобы в минимальный размер оплаты труда не включались социальные и иные выплаты. Если бы это условие было выполнено, зарплата бы заметно увеличилась. Продолжает Валерий Лукин.
Валерий Лукин: Наша задача, ещё раз заявить, что та политика, которая сегодня есть по отношению к работникам наёмного труда, особенно учителям, врачам, работникам бюджетной сферы нас не может удовлетворить. Уровень оплаты труда – низкий, на протяжении трёх лет не индексировался. Хотя мы знаем, каков рост у нас потребительских цен. Если бы минимальный размер оплаты труда был не ниже, чем прожиточный минимум, то это намного бы улучшило социальное положение работников и государство, может быть, сэкономило на тех социальных выплатах, которые они оказывают этим работникам.
Екатерина Вертинская: Через полтора часа с момента начала акции протеста на площадь вышли заместитель губернатора Виктор Игнатенко и заместители председателя правительства Иркутской области Александр Моисеев и Владимир Дорофеев. Люди их спрашивали, какие меры чиновники предпринимают, чтобы заработная плата была увеличена. Говорил, в основном, Моисеев.
Александр Моисеев: Мы предложили свои варианты по региональному соглашению, по минимальному размеру оплату труда. Он заключался в том, чтобы мы дифференцировали МРОТ по шести группам. И в южной части оставить его на уровне 4330. По мере продвижения к северу, увеличивая его на определённые проценты.
Екатерина Вертинская: Однако лидеры Иркутского профобъединения отказываются подписывать этот документ. По словам заместителя председателя организации Валерия Лукина, "те предложения, которые вносит правительство, противозаконны". После общения с чиновниками, протестующие ничего нового, а главное обнадёживающего для себя не услышали и пришли к выводу, что не нужно ограничиваться пикетами и митингами - они результатов не дают, а необходимо устраивать забастовки, голодовки и перекрытия автомобильных трасс. Об этом председатель обкома профсоюзов работников культуры Любовь Хижаева заявила Моисееву.
Любовь Хижаева: Уважаемые представители власти! Сибирский медведь долго спит в берлоге, я, может быть, сейчас скажу резко: он долго спит, но если он проснётся, то никому мало не покажется. Например, я считаю, что уже надо брать кастрюли женщинам всем и выходить здесь стучать. А вы туда идите, в Москву. А как дальше жить сибирякам? Голодовку будем объявлять.
Екатерина Вертинская: Моисеев не прокомментировал это заявление. А вот, какие выводы после общения с правительственным чиновником сделала Любовь Хижаева.
Любовь Хижаева: Эта говорильня переходит из одного пикета, митинга в другой. Они умеют говорить, они говорят штампами, шаблонами, вы сами это услышали. Надо просто нам начинать уважать себя, свой труд и начинать уже действовать более активно. Это моё мнение. Потому что эти пикеты, демонстрации, митинги, заявления, всё это надо, но это уже не действует, причём, очень давно не действует. Поэтому я считаю, пришла пора активных действий: забастовки, голодовки, перекрытия. Это, наверное, неправильно, я понимаю, что так нельзя, а по-другому не получается.