Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Марк Катц – об израильско-палестинских переговорах


Израильско-палестинские переговоры в Вашингтоне, 2 сентября 2010 г
Израильско-палестинские переговоры в Вашингтоне, 2 сентября 2010 г
В Вашингтоне завершились прямые израильско-палестинские переговоры. Встреча премьер-министра Израиля и лидера палестинской автономии стала результатом инициативы президента Обамы, обозначившего перед началом переговоров цель – достижение израильско-палестинского соглашения в течение года

Состоявшуюся в Вашингтоне встречу Биньямина Нетаньяху и Махмуда Аббаса прокомментировал Марк Катц, профессор Университета Джорджа Мэйсона в Вирджинии.

– Ощущаете ли вы отличие нынешней инициативы президента Обамы, от подобных инициатив Белого дома в прошлом?

– Я бы не назвал разницу существенной. За исключением очевидного факта, что президент Обама прилагает очень большие старания в стремлении вернуть конфликтующие стороны за стол переговоров. Его администрация требует от израильтян и палестинцев скорейшего достижения мирного соглашения или по крайне мере в ближайшем будущем наметить общие очертания этого соглашения. Задача труднейшая, и у меня больше оснований для пессимизма, чем для оптимизма. Но, несомненно, администрация Обамы сейчас хочет видеть этот вопрос решенным и снятым с повестки дня.

– Биньямин Нетаньяху и Махмуд Аббас договорились лично встречаться примерно раз в две недели, чтобы в течение года выработать базовое соглашение по окончательному мирному договору. Насколько эффективна идея такого соглашения, где гарантии, что дело не застрянет на промежуточном этапе?
Как для израильского премьера, так и для главы палестинской администрации риск состоит в том, что их собственному электорату кажется, что они делают слишком много уступок друг другу

– Эта идея действительно довольно неопределенна. В обнародованном ее виде не детализируются главные элементы мирного соглашения. Честно говоря, у меня ощущение, что и израильтяне, и палестинцы не особенно рассчитывают, что соглашение будет достигнуто. Более того, не совсем ясно, хотят ли они такого соглашения. Однако обе стороны вынуждены, я считаю, делать вид что имеют добросовестные конструктивные намерения. Но каждый подозревает друг друга в подвохе. Это серьезно огорчает. В основном идет игра: кто завоюет больше симпатии со стороны Обамы.

– И при этом каждая из сторон, включая Белый дом, чем-то рискует, не так ли?

– Как для израильского премьера, так и для главы палестинской администрации риск состоит в том, что их собственному электорату кажется, что они делают слишком много уступок друг другу. Это грозит катастрофическими политическими последствиями для обоих, особенно для Махмуда Аббаса. Поэтому они больше озабочены тем, как избежать негативных последствий, которыми для них могут обернуться мирные переговоры.

Для администрации Обамы же реальная опасность состоит в нехватке времени, необходимого для того, чтобы заниматься этой инициативой, держать ее под конгролем. Множество других проблем на повестке дня Белого дома в конечном счете может воспрепятствовать решению этой. И успеха будет не больше, чем в результате предыдущих попыток США примирить израильтян и палестинцев. Это наиболее серьезный риск для Обамы. Сейчас он очень старается, то есть, признаёт, как важно заниматься разрешением этого конфликта. Но я опасаюсь, что по прошествии определенного времени Обаму, как и ряд его предшественников, постигнет разочарование в этом вопросе. Если и на этот раз израильтяне и палестинцы будут неспособны прийти к мирному соглашению – неясно, что тогда будут делать Соединенные Штаты.

– Некоторые наблюдатели считают, что содействие ближневосточному процессу исторически обречено на неудачу, и что Бараку Обаме лучше бы сосредоточиться на решении внутренних проблем американского общества...

– В некоторой степени этот вопрос прямо не связан с внутренней повесткой администрации Обамы. Если, конечно, не учитывать интересы ряда групп в США, глубоко неравнодушных к взаимотношениям Израиля с арабскими соседями. Однако, есть определенная логика в тезисе, согласно которому в условиях войны с террором имидж Соединенных Штатов в мусульманском мире страдает от ощущения поддержки ими Израиля в его конфликте с палестинцами. Очевидно, Белый дом рассчитывает на то, что мирное израильско-палестинское урегулирование заметно улучшило бы репутацию Америки и в ближневосточном регионе, и в исламском мире в целом. А если так, то США, испытывая к себе меньше внешней враждебности, смогут перенаправить часть ресурсов от сдерживания радикального ислама на внутренние насущные нужды.

– Израильский премьер Биньямин Нетаньяху обуславливает возможность достижения мирного соглашения с палестинцами гарантиями безопасности для Израиля, поручителем которых должны стать Соединенные Штаты. Насколько вероятны такие гарантии?

– Мне кажется, Нетаньяху выдвигает труднодостижимые условия. Ни один вариант соглашения, включающий те гарантии, которых он хочет, не будет принят палестинцами. А значит – не будет и урегулирования. Однако, я не сомневаюсь, что Нетаньяху продолжит проявлять огромную настойчивость К тому же, в США присутствует сильный политический интерес к поддержке Израиля. Как и предыдущие израильские премьер-министры, Нетаньяху делает ставку на то, что даже если президент США разочарован политикой Израиля, – это не имеет значения. Премьер-министр Израиля может напрямую обратиться к американскому Конгрессу, к общественному мнению в США – и это может существенно ослабить или даже прекратить любую форму давления на Израиль со стороны Белого дома.

Согласно достигнутой в Вашингтоне договоренности, следующая встреча израильского и палестинского лидеров пройдет 14 и 15 сентября в Египте.
XS
SM
MD
LG