Ссылки для упрощенного доступа

Больничные беспорядки


Представьте себе больницу. Детскую больницу, чтобы было нагляднее. Представьте себе больницу, где лежат тяжело больные дети, нуждающиеся в тщательном уходе. Я утверждаю, что для блага этих детей в больнице должен царить особого рода беспорядок. Я утверждаю, что стоит только навести порядок в больнице, дети умрут. Я утверждаю, что если чем и компенсируется абсурдность наших медицинских нормативов и правил, так только необязательностью их исполнения.

Так уж получилось, что врач в российской больнице занимается не своим делом. Примеров можно привести тысячи, но вот один. Согласно нормативам Минздрава, рак, например, нужно вылечить за два месяца. На самом деле рак лечится полтора года или два. Поэтому каждые два месяца врач должен ребенка выписать из больницы и немедленно положить обратно. А ребенок тем временем как лежал у себя в палате, так и будет лежать, даже и не зная, что его выписывали и снова клали. История болезни при этом всякий раз сдается в архив. Поэтому, чтобы не бегать по архивам, врач должен зафиксировать в выписке все сведения, которые могут ему потом пригодиться. По-хорошему, врачу следует переписывать историю болезни полностью, иначе невозможно будет узнать, какой у пациента был гемоглобин два месяца назад и как пациент реагировал на те или иные лекарства.

То есть врач не лечит, врач пишет.

С другой стороны, врачу приходится брать на себя множество манипуляций, которые в цивилизованных странах выполняют медицинские сестры. Это происходит так потому, что сестринское образование в России очень плохое, сестер не хватает, и всякая умелая сестра рано или поздно получает предложение уйти в стоматологическую или косметологическую клинику на зарплату вдесятеро большую.

То есть врач пишет и делает уколы, вместо того чтобы ставить диагнозы и назначать лечение. Так уж у нас повелось.

Сестры тоже занимаются не своим делом. Потому что сестер у нас в больницах очень мало, а работы у них очень много. В американских, например, онкологических клиниках – одна сестра на двух пациентов. В российских клиниках – одна сестра на десятерых. Это необходимо, иначе у сестры будет совсем крохотная зарплата, и никакими силами не удержишь такую сестру от перехода из онкологической клиники в косметологическую. Часть сестринской работы, как я уже сказал, берут на себя врачи. А часть – мамы пациентов. Зато сестры выполняют отчасти работу санитаров, чтобы можно было санитарские ставки передать сестрам.
В клиниках, где уход важен, то есть там, где дети болеют действительно тяжело, на маму больного ребенка ложатся и сестринские обязанности отчасти, и санитарские почти полностью. Мамы в российских клиниках - не то что американские мамы: не сидят с ребенком целыми днями и не читают ребенку книжку. Они работают, чтобы у сестры было время управиться с десятью больными, а у врача было время на бессмысленную писанину.

За много лет в серьезных российских больницах сложилась целая система самоорганизации мам, ни в каких нормативах минздрава не прописанная. Составляются графики дежурств, выбирается старшая мама, выбирается мама-хозяйка. Иными словами, мамы в российских больницах представляют собою особый род младшего медицинского персонала. И минздрав ничего не знает об этом.

По нормативам минздрава в реанимационные отделения (туда, где мамы нужнее всего) мам вообще допускать нельзя. А во все другие отделения (где на самом деле мамы с детьми живут) можно только приходить в определенное время и навещать ребенка.

Если бы детей лечили по нормативам, если бы реально выписывали раковых больных через два месяца и не допускали бы мам до ухода за своими детьми, страшно даже подумать, какой была бы смертность. Но слава Богу, врачи в большинстве своем – люди здравомыслящие и лечат детей не так, как положено, а так, как нужно.

Беда только в том, что время от времени случаются в больницах проверки из министерства или из санитарно-эпидемиологической службы. Первым делом проверяющие говорят тогда: "Какого черта тут у вас делают мамы?" И выгоняют мам, не задумываясь над тем, что лишают таким образом больницу целой необходимой категории младшего медицинского персонала.

Это так же абсурдно, как если бы из банка уволили в одночасье всех операционисток, с завода уволили бы всех уборщиц, а из университета уволили бы всех лаборантов. Порядка, конечно, стало бы больше, но вся работа остановилась бы на вторые сутки.

К сожалению, я пишу это не вообще про российские больницы, не потому, что наболело, а про больницу конкретную, где несколько дней назад произошла проверка и мамы больных детей изгнаны были из палат, где лежат их дети. К сожалению, я не могу назвать больницу из опасения, что начнется скандал, и не только мамы будут уволены, но и здравомыслящие врачи, которые мам в больницу допустили. К сожалению, я не могу назвать фамилии мам, которых выгоняли из больницы с милицией, и имена детей, которые от горя отказались есть и лечиться.

Скандала никто не хочет. Все ждут, что санитарная проверка уйдет и мамы втихаря снова будут допущены к детям: готовить еду, мыть полы, заменять собой санитаров, а в некоторых случаях даже и медсестер.
XS
SM
MD
LG