Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Кристина Горелик онлайн. Социальное государство - милосердное государство?


Сегодня дежурная по сайту я, Кристина Горелик. Рискну обратиться к теме опасной и даже провокационной: давайте поговорим о милосердии и благотворительности. Для вас социальное государство значит ли государство милосердное? Должно оно обязательно творить благо с милым сердцем? Должно ли одинаково относиться ко всем своим гражданам без исключения: преступникам, законопослушным?

Почему в нашем сознании благотворительность часто стала ассоциироваться с политическим пиаром? Теперь уже не сдашь спокойно кровь без "России молодой", которая вечно устраивает кровозабирание на Триумфальной площади аккурат 31 числа. Или не потушишь пожар, если ты не член "Единой России". Того, кто пытается это сделать, не размазывая кашу по чистому столу, например, Елизавета Глинка, публично обвинят в политической ангажированности.

Благотворительность - поляна, которую сейчас старается каждый окучить в меру своих способностей и возможностей – государство, третий сектор, бизнес.

При этом милосердие остается каким-то подзабытым отростком, оно вроде зуда, от которого время от времени легонько почесываешься.

Может ли быть милосердным государство, если сами люди немилосердны? Как объяснить истоки человеческой жестокости? Те, кто проповедует людоедский дарвинизм (в том смысле, что слабые и больные должны погибнуть) и утверждает, что человек агрессивен по своей природе, забывают одну вещь: ни одно животное не пытает другое ради прихоти или потехи. Только человек способен изувечить, надругаться или долго мучить другого себе подобного. Почему, например, считается "круто" зверски избить бездомного, потушить об него сигарету, снять видео на мобильник и вывесить в Интернет? Или посадить на цепь особенного ребенка и показывать за деньги? Это картинки из повседневной жизни. В России в детдомах сейчас столько брошенных детей (при живых родителях), сколько не было даже после Отечественной войны 41-45 гг.

И вот наступает самое интересное. Посреди всего этого вдруг появляются люди, которым есть дело до "чужой" беды. Это защитник подмосковных лесов, сельский учитель, взявший в школу ребенка-инвалида, или та старушка, которую я встретила в фонде "Справедливая помощь", когда ездила к доктору Лизе.

Но вот что делать с соседским мальчишкой, который на глазах у моих детей сначала убил палкой лягушонка, потом растер в руках бабочку, а затем раздавил ботинком жука-дровосека – и все это с абсолютно ничего не выражающем лицом? Я не знаю, что с этим делать. Помнится, у Данте последний круг ада, самый страшный, была вечная мерзлота, не огонь. Равнодушие и забвение чувств великий мастер считал карой пострашнее злобы и агрессии.

Так какие мы: участливые к сиюминутной беде и равнодушные к постоянным невзгодам? Жестокие и открытые, как дети? На что готовы пойти, что отдать? Хотим ли взамен получить преференции и индульгенции?

Вместе со мной будет отвечать на ваши вопросы исполнительный секретарь Форума доноров Наталья Каминарская, которая знает о благотворительности в России все и даже больше.

Я с вами как минимум до 8 часов вечера. Дальше – как пойдет.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG