Ссылки для упрощенного доступа

Неправосудие с летальным исходом


Бутырская тюрьма в последнее время стала местом действия многих трагедий.
Бутырская тюрьма в последнее время стала местом действия многих трагедий.
Сотрудники департамента собственной безопасности МВД России обещают разобраться с источниками доходов следователей, занимавшихся делом юриста Сергея Магнитского, скончавшегося осенью 2009 года в одном из следственных изоляторов Москвы. Больше месяца назад в Интернете появились видеоролики, из которых следует, что смерть Сергея Магнитского была не случайной, а виновны в ней следователи Кузнецов и Карпов, стремившиеся, по мнению авторов, скрыть многомиллионную аферу. Накануне министр внутренних дел России Рашид Нургалиев заявил, что ничего не знает о внезапном обогащении следователей, однако отметил, что департаменту собственной безопасности МВД поручено разобраться, соответствуют ли действительности сведения, содержащиеся в видеороликах.

О проверке департамента собственной безопасности МВД России в отношении следователей, причастных к делу Сергея Магнитского, вновь заговорили после заявления министра Рашида Нургалиева. Министр, общаясь с журналистами, сообщил, что не видел компрометирующие ролики о коррупции в Следственном комитете при МВД, размещенные в Интернете чуть меньше месяца назад. Министру также ничего не известно о внезапном обогащении следователей Артема Кузнецова и Павла Карпова. "Я могу только сказать, - цитирует Рашида Нургалиева "Интерфакс", - это дело достаточно сложное и все хватаются за вот такие нити - лишь бы там чего найти".

Тем временем департамент собственной безопасности МВД России проверяет источники доходов следователей Карпова и Кузнецова. Проверку инициировал коллега Сергея Магнитского Джемисон Файрстоун. Он представил документы, призванные подтвердить, что за последние три года семья подполковника Артёма Кузнецова (считается, что он отдал распоряжение об аресте Магнитского) потратила не менее 3 миллионов долларов США. А семья Павла Карпова, по данным Файрстоуна, обогатилась как минимум на 1 миллион долларов.

В департаменте собственной безопасности МВД России затрудняются прогнозировать, как долго может длиться проверка. Однако там отмечают: если изложенные в заявлении главы Firestone Dunkan факты найдут свое подтверждение, то "материалы будут направлены в следственные органы прокуратуры".

В свою очередь майор Павел Карпов в июле обратился к генеральному прокурору России Юрию Чайке с просьбой защитить его от клеветы. Он утверждает, что сотрудники фонда Hermitage Capital развернули кампанию по дискредитации членов группы, занимавшейся расследованием дела об уклонении от уплаты налогов структурами, подконтрольными фонду.

Инициировавший проверку Джемисон Файрстоун так объясняет мотивы заявления Карпова:

- Я бы не рассматривал заявление Карпова как его личную жалобу. Это жалоба всей криминальной группы. В ней никто не выступает с самостоятельными решениями. Все решения - это результат продуманной совместной стратегии, а стратегия эта состоит в следующем. Вот в Интернете появились видеофильмы, которые разоблачают ваше поведение. Теперь все могут увидеть, что у вас в кармане миллионы долларов, что эти деньги появились у вас в тот момент, когда были украдены в компании Hermitage, что никогда бы в жизни вы их на своей работе не заработали. Более того, деньги у вас появились в тот момент, когда Магнитский давал против вас показания. Стратегия проста. Давайте отвлекать внимание, давайте потребуем расследования, что Hermitage якобы очерняет нашу репутацию. Но репутация такая, какая есть. Достаточно посмотреть, что эти люди сделали.

Известие о смерти в следственном изоляторе юриста Сергея Магнитского вызвало широкий общественный резонанс. После его гибели начались проверки условий содержания заключенных в следственных изоляторах. В июле Генеральная прокуратура внесла в адрес директора Федеральной службы исполнения наказаний Александра Реймера представление об устранении нарушений в московском следственном изоляторе "Бутырка".

По мнению юриста, члена правления фонда "Защита прав заключенных" Надежды Родновой, ситуация в российской пенитенциарной системе продолжит меняться к лучшему только в том случае, если эта тема не выйдет из круга интересов высокопоставленных чиновников и президента.

- Есть общие нормы и федеральные законы, которые говорят о том, что человек должен содержаться в условиях, не унижающих человеческое достоинство. Но при этом так уж сложилось в нашей стране, что на все нужна политическая воля. Сейчас Генеральная прокуратура проверила Бутырскую тюрьму, но ведь она и до этого столько десятилетий существовала, и условия были те же самыми.

* * *
Одним из последствий гибели Сергея Магнитского считается то обстоятельство, что президент России Дмитрий Медведев выступил с законодательной инициативой, запрещающей до приговора суда держать под стражей людей, обвиненных в экономических преступлениях. Президент обратил внимание судей на отсутствие необходимости заключать под стражу всех подследственных. И, по данным судебного департамента, в последние несколько месяцев в России значительно выросло число решений о назначении домашних арестов. Под домашним арестом, например, остается бывший мэр Томска Александр Макаров, однако судья не разрешает ему проходить лечение. Рассказывает корреспондент РС в Томске Мелани Бачина:

- Очередное заседание суда по делу бывшего мэра Томска пришлось прервать из-за плохого самочувствия подсудимого. Прямо из зала суда Александра Макарова на "скорой" доставили в больницу. Но спустя несколько часов, после обследования, его отпустили. Врачи решили, что оснований для госпитализации нет. Но, как говорят родственники, Александру Макарову нужна операция на позвоночнике. Именно с этим связано его плохое самочувствие. Сын Макарова Илья рассказывает, что отец просил суд разрешения посещать медицинские процедуры. Но суд ему в этом отказал.

Лечение, которое нужно Александру Макарову, не требует госпитализации. Если бы она была нужна, то соответствующее решение приняли бы медики, а не суд. А раз речь идет об увеличении свободного времени для человека, находящегося под домашним арестом, то тут суд вправе отказать. Бывшему мэру Томска разрешено выходить из дома только с 16 до 19 часов. А необходимые медицинские процедуры в одной из томских клиник Макарову назначили на 19:15. Объясняет его сын Илья Макаров:

- Александр Макаров был задержан в декабре 2006 года. Его обвинили в злоупотреблении служебными полномочиями. Почти три года он провел в СИЗО. Дошел до Страсбургского суда, который принял решение в пользу бывшего мэра и обязал Российскую Федерация выплатить Макарову компенсацию за нанесение морального ущерба. В 2009-м Макарова отпустили под подписку о невыезде, но позже меру пресечения изменили на домашний арест. Теперь экс-мэру Томска запрещено пользоваться почтой, телефоном, общаться с журналистами, выходить из дома можно только на три часа. И лечение, пусть даже жизненно необходимое, по мнению суда, нужно успевать получать именно в это время.

Еще два известных заключенных Михаил Ходорковский и Платон Лебедев ждут решения по заявлению прокуроров о продлении им сроков содержания под стражей. Бывшие совладельцы ЮКОСа на протяжении нескольких лет сидят под "двойным" замком: отбывая срок по первому приговору суда, они, кроме того, арестованы в связи со вторым судебным разбирательством. В последний раз суд продлил арест до 17 августа, несмотря на вступившие в силу поправки к Уголовно-процессуальному кодексу, запрещающие содержать под стражей обвиняемых в экономических преступлениях.
XS
SM
MD
LG