Пять лет контрразведка Чехии следила за женщиной-майором и якобы российским разведчиком. В результате расследования уволили не только главных фигурантов дела, но и трех высокопоставленных генералов, работавших в министерстве обороны Чехии.
"Матой Хари" окрестили чешские СМИ сотрудницу военного ведомства в городе Оломоуц, которая регулярно встречалась с российским агентом Робертом Рахарджо - психологом, который работал в управлении тюремной службы Чехии. Женщина якобы передавала ему информацию, полученную от своего начальства. На протяжении пяти лет, пока велось наблюдение, майор попеременно была секретарем у трех высокопоставленных чешских генералов: Йозефа Седлака, военного представителя Чехии в штабе главнокомандующего сил НАТО в Европе, Йозефа Прокша, заместителя начальника генерального штаба и Франтишека Грабала, начальника военной канцелярии президента Чешской Республики. Эта информация, вероятно, так и осталась неопубликованной, если бы ей не заинтересовался журналист крупнейшей чешской газеты DNES. По словам автора статьи, Яна Газдика, в этом деле еще остается много вопросов:
- Чешский майор до сих пор находится на свободе, и я надеюсь, что так будет и впредь. Поэтому о передаче важной информации можно говорить лишь как о догадке. Какой информацией она располагала, почему встречалась с этим человеком? И даже если передача информации состоялась, то она могла произойти неумышленно. Хотя и этот факт является тревожным - что и утверждается как в официально опубликованных сообщениях военной разведки, так и в сообщениях Службы безопасности и информации Чехии, которая принимала участие в раскрытии этого дела. Майор действительно была в постоянном контакте с человеком, который после того, как все стало известно, сбежал в Россию.
* * *
Какие-либо подробности кроме уже имеющихся выяснить не удалось. От комментариев отказались как министерство обороны, так и Служба безопасности и информации Чехии. Последняя сослалась на свой годовой отчет, в котором говорится о том, что "российская разведка в своей работе применяет советские методы… группа лиц длительное время сотрудничает с российской разведкой против интересов Чехии". О более конкретном примере сообщается в информационном бюллетене чешской военной контрразведки: "Мы идентифицировали и пресекли проникновение российской разведки во влиятельные командные структуры армии. Целью этого проникновения было получение конфиденциальной информации в высших структурах оборонного ведомства". Прояснить ситуацию не могут как уволенные генералы, которым это запрещает подписанный при увольнении документ о неразглашении информации, так и подозреваемая в шпионаже майор, находящаяся за границей. Известно лишь, что, увольняясь из армии, женщина утверждала, что не имела ни малейшего представления, с кем она общается. С российским разведчиком у нее якобы были общие интересы: как Роберт Рахарджо, так и майор были по образованию психологами. О передаче информации, скорее всего, не знали и лишившиеся своих постов генералы. Официально они покинули армию по собственному желанию.
После пятилетнего наблюдения за шпионом и майором, чешские службы безопасности начали действовать в начале 2010 года. Рахарджо сбежал за границу. До сих пор неясно, использовал ли он свое служебное положение в Чехии для сбора информации, или оно было лишь прикрытием. По роду своей деятельности, Роберт Рахарджо имел возможность встречаться с арестованными и мог помогать им устанавливать контакты с внешним миром.
Андор Шандор, бывший начальник чешской оборонной разведки считает, что описанный случай напоминает работу Главного разведывательного управления (ГРУ):
- Вероятно, сбежавший в Россию агент был лишь посредником, выбранным для передачи за границу информации, которую госпожа майор могла здесь получить. Что конкретно было передано? Это скорее вопрос о том, к какой информации майор имела доступ. Она, например, работала секретарем командующего объединенных оперативных сил - это самое крупное объединение в чешской армии. Нет сомнений, что там могла находиться информация, интересующая российскую разведку. Кроме этого, майор принимала участие в совещаниях - и, конечно, могла знать мнения и настроения командования оперативных сил.
- Некоторые чешские эксперты высказывают предположение, что данный случай связан с бизнес-интересами России в Чехии. В частности, с участием в тендере на достройку электростанции "Темелин". Может ли пригодиться информация, полученная в оборонной сфере, для лоббирования экономических интересов?
- По моему мнению, эти две области взаимосвязаны. Ряд бывших сотрудников КГБ занимают руководящие должности в государственных структурах, а энергетические фирмы в России - это не частные компании: большое влияние на них оказывает государство. Меня бы очень удивило, если бы, скажем, в тендере на достройку электростанции "Темелин" российская разведка не использовала свои возможности.