Надежда Гладыш: Глубоко внутри спального района на восточной окраине Ижевска, где-то на задах супермаркетов, двадцать с лишним лет свободно парит театр-студия "Птица". Он же – авторский, он же камерный театр Светланы Шанской. Главный парадокс в существовании этого коллектива заключается в том, что его гораздо лучше, чем дома, знают за пределами Ижевска и Удмуртии, благодаря признанию "Птицы" многими российскими и международными театральными фестивалями. Светлана сама пишет инсценировки, шьет костюмы, подбирает музыку и так далее.
Светлана Шанская: Это от бедности. Разве я бы сама стала шить эти костюмы, если бы у меня был художник по костюмам, если бы был цех, который занимался бы изготовлением. А вот куклы, которые, например, которые вы сегодня видели, это я сшила. Все актеры помогают всем, чем могут. Все, что здесь есть, все из дома. Вот Настя… Шаль, набор посудки. Это делал ее папа. Такое я сделать не могут. Это ее пала делал. У нас все, как в детском саду.
Надежда Гладыш: Светлана Шанская не может назвать точную цифру спектаклей, которые есть в репертуаре "Птицы". В работу идут романы, повести, сказки. Лучшее, что я видела в "Птице" в минувшем сезоне – это инсценировка по роману Саши Соколова "Школа для дураков", спектакль так же отмеченный большим количеством фестивальных премий.
Светлана Шанская: Среди них есть и классика, и очень много авторских спектаклей. Есть даже "Война и мир". Спектакль, который мы сделали по сказкам Пушкина и песням Булата Окуджавы "Давайте восклицать". Мы его возили везде, везде, везде. Нам таких слов хороших наговорили, что мы взяли и сделали дальше авторские спектакли.
Надежда Гладыш: Спектакль для детей по мотивам андерсеновского "Гадкого утенка" имеет название "Полетаем". Он в репертуаре Птицы больше 10 лет. Но он постоянно обновляется. Вот как выглядит его зачин сегодня.
Звучит фрагмент спектакля
Надежда Гладыш: Состояние профессионального театра в Ижевске – ниже критики. В Оперном идут водевили, в драматических – забавные комедии. У "Птицы" конкуренции в своей нише практически нет. Что думает о театре вообще Светлана Шанская?
Светлана Шанская: Театр стал коммерческим. В больших залах театр работает на публику, а публика развращена телевидением, Интернетом. Все наши СМИ, в том числе и газеты, я уже не знаю, есть ли журналисты, которые пишут от себя? У меня такое ощущение, что у нас в СМИ все кому-нибудь служат. А театр – это единственное место, которое может не служить никому.
Надежда Гладыш: Премьера нынешнего сезона, спектакль "Беги, дитя, не сетуй!" - это вещь, целиком Светланы Шанской. Она превратила в поэтическую драму фрагмент детдомовского послевоенного детства своей матери.
О чем, вы считаете, должен театр говорить?
Светлана Шанская: Всегда говорить о чем-то предельном, о чем-то очень остром, наболевшем. Мы же все такие закрытые сидим у своих телевизоров со своими мыслями. Люди перестают общаться друг с другом о живом взаимодействии, об истории страны, о наших родителях, о том, что у кого-то было несчастное детство. На нас там смотрят души тех детей, у которых его не было.
Надежда Гладыш: Спектакли для взрослых "Птица" дает только по воскресеньям. Публики чаще больше, чем может вместить зал. Поэтому нынче летом должна произойти реконструкция, чтобы увеличить (не намного) количество кресел. Ремонт продолжается перманентно который год.
Светлана Шанская: Мы все лето ремонтировали зал сами за свой счет, своими средствами. Я не ходила в отпуск. Мы два месяца не вылезали. Текла крыша. Там просто обваливались до арматуры железной.
Надежда Гладыш: У "Птицы" нет пафосного театрального подъезда со светящимися витринами репертуарных афиш. На простенькую дверь указывает своим клювом летящий голубой аист, нарисованный на стене. Главное, чтобы он не улетел из Ижевска. Вот оценка, данная режиссеров, коллегой Светланы Шанской.
- Огромное спасибо! Действительно, такое удовольствие! Здорово!