Александр Генис: По-своему русскую тему продолжит и очередной выпуск нашего “Кинообозрения”, ведущий которого Андрей Загданский представит новый фильм с русской героиней. Прошу вас, Андрей!
Андрей Загданский: “Я - любовь” - замечательное, очень многозначительное название итальянского фильма, где главную роль играет английская актриса Тилда Суинтон. Правильнее было бы сказать, что в главной роли царит Тилда Суинтон. Суинтон играет русскую женщину, которая вышла замуж за богатого итальянского текстильного промышленника Рики. У нее трое детей - два сына и дочь, вилла, и многие светские обязанности хозяйки большого и важного дома.
Александр Генис: Андрей, в последнее время русская тема довольно широко представлена на западном экране. Только что был фильм о Льве Толстом, совсем уже недавно - про Игоря Стравинского, и вот опять - русские на экране. Клюквой пахнет?
Андрей Загданский: Вы знаете, Саша, там есть некоторые небольшие клюквенные моменты, но большой клюквы в этом фильме нет. Собственно говоря, особенно нет и России, как таковой. Есть русская женщина, которую играет Тилда, и есть ее характер. А характер ее - универсально женский, в нем нет особенных национальных или этнических обстоятельств. Фильм начинается очень медленной и очень висконтиевской экспозицией: Милан, снег, сегодняшний день, день рождения патриарха семьи Рики - тестя нашей героини. Ее, героиню, зовут в фильме Эмма. Сбор родственников, детей, любимый сын Эдо, с которым Эмма говорит по-русски, что предполагает особую близость матери и именно этого сына. Общий холод в доме, как снег в Милане. Все очень вежливо и бесстрастно. У сына Эдо есть приятель, человек явно не из круга Рики - Антонио. Антонио - шеф-повар, очевидно, человек целостный и талантливый, застенчивый и отдающий себе прекрасно отчет, что Рики - люди другого мира. Эдо, сын Эммы, подумывает о совместном бизнесе с Антонио - ресторане. И так получается, что, пообедав один раз в ресторане, где Антонио приготовил специально для Эммы больших креветок и овощи, Эмма влюбляется в Антонио. Эти белые креветки с жирными, интенсивно красными прожилками, под которыми лежат зеленые кубики кабачков, вилка, медленно вонзающаяся в пружинистое белое мясо креветки, этот обед - чувственная увертюра, пролог будущей страсти. И эта страсть вспыхивает, несмотря на возрастные и социальные различия, и просто здравый смысл. После первого интимного опыта с Антонио Эмма возвращается домой, входит в ванную комнату и стоит перед зеркалом. Что происходит в эти несколько минут на экране, в сценарии занимает, наверное, всего лишь одну строчку. Но то, что играет и переживает Эмма, похоже на страницы из текста Толстого, например, первый бал Наташи. Страх, смущение, восторг, смех, радость, ощущение греха, стихия…. “Я - любовь”, - говорит название фильма. И все это играет Тилда.
Александр Генис: Андрей, вы упомянули Висконти, который знаменит подобными фильмами. Действительно ли существует здесь перекличка традиций?
Андрей Загданский: Сравнение с Висконти совершенно очевидно. И романная структура фильма, и историческая смена времени, эпохи - Висконти любит такие переломные мгновения в истории. Но беда в том, что остальные характеры и актеры не поднимаются на уровень Тилды Суинтон. И это не вина актеров или режиссера, а, скорее всего, беда сценария. И в этом смысле половина сцен, где Эммы нет в кадре, мне кажется, просто не нужны. Они написаны были для одного фильма, а Суинтон сделала из этого другой фильм. За исключением, впрочем, одной сцены - служанки. Служанка Ида, как и положено - отражающий персонаж героини. Она, как Санчо Панса. В самом конце фильма потрясенная Эмма вбегает в дом, чтобы забрать немного вещей и уйти навсегда. Ида бросается ей помогать. И эта кульминация, и рыдания Иды, и лихорадочное опустошение шкафа, выбор каких-то самых простых тряпок, вместо дизайнерских платьев, в которых ходила Эмма, срывание украшений с рук - все это в темпе, в рыданиях служанки и с замечательной музыкой американского композитора Джона Адамса - очень большая сцена. И, вообще, заметный фильм. И, вы знаете, Саша, название фильма нарочито простое и, вместе с тем, очень высокое - “Я – любовь” - резонирует. Когда фильм заканчивается, и вы уходите из кинотеатра, образы возвращаются в ваше сознание и вращаются - такой второй просмотр фильма в голове. Удивительным образом, любовь - абсолютно неисчерпаемая тема. И этим нарочито банальным названием авторы говорят: мы расскажем вам что-то новое, мы что-то сможем добавить к этому бесконечному представлению о любви, которое существует у зрителей. И им, во всяком случае, актрисе Тилде Суинтон, это удается.