Марина Тимашева: В июне в Петербурге прошла вторая молодежная театральная режиссерская лаборатория ''ON.ТЕАТР'', посвященная 95-летию со дня рождения Георгия Товстоногова. Рассказывает Татьяна Вольтская.
Татьяна Вольтская: Лаборатория ''ON.ТЕАТР'' рассчитана на молодых театральных режиссеров, не имеющих надежды показать себя на больших театральных сценах. Говорит один из экспертов лаборатории, главный редактор ''Петербургского Театрального журнала'' Марина Дмитревская.
Марина Дмитревская: Когда сейчас люди берут пьесы, которые ставил Товстоногов и выясняется, что пьеса ''Пять вечеров'' прочитана впервые, или они вообще не знают, что ставил Товстоногов - это их встреча, в общем, с культурой. Конечно, показов проблемных много больше, чем показов удачных. В общем, очень удачный показ детского спектакля про пингвинов ''У ковчега в 8'' показала Екатерина Гроховская, интересный показ был ''Война молдаван за картонную коробку'' по пьесе Александра Родионова. Участвуют актеры разных театров. Вот режиссер Катя Максимова прошлогодний свой показ превратила просто в хороший спектакль, и сейчас мы видим абсолютно твердую руку, очень внятное, проработанное произведение.
Татьяна Вольтская: Это эскиз спектакля по пьесе Александра Володина ''Блондинка''. Он и она сидят на кухне, и под звуки бодрого советского радио чистят картошку. И то, как по-разному они ее чистят, уже является трагической пантомимой.
Звучит фрагмент спектакля:
Она: Открылось огромное, хорошо унавоженное пространство
Он: Что случилось?
Она: Да не обращай внимания, Мишка, я - человек настроения.
Он: Да, люди настроения, как правило, глухи к настроению других.
Она: А что делать, Миш, если по дешевке все распродано? Испортилось настроение-то до конца жизни. Испортилось настроение. Знаешь, как с этим бороться?
Он: Не знаю.
Она: Я тоже не знаю. Мама счастлива, я за нее рада. Ты преуспеваешь, девушка у тебя появилась. Лев Николаевич в полном порядке. И соперница моя в полном порядке. Хотя и знать-то не знает, что она моя соперница. Ведь жены-то соперницами не бывают. Получается, что только я одна какая-то не в порядке. Не подхожу вам. Порчу пейзаж. Мишка, первый раз в жизни перестала понимать, как жить, ради чего.
Татьяна Вольтская: Это был отрывок из финальной сцены эскиза спектакля по пьесе Александра Володина ''Блондинка''. Все началось не с лаборатории, а с создания некоей молодежной организации. Говорит руководитель ''ON.ТЕАТР'' Милена Авимская.
Милена Авимская: Самая сложная категория театральных творческих работников в смысле ненужности - это молодежь. Потрясающее с ними общение, и оно требует как вложений, так и дает большую отдачу. Что касается лаборатории, то это определенный этап. Мы ждем хороших работ, спектаклей, которые можно играть. Но лаборатория, естественно, никогда не была бы интересна ни одному режиссеру, если бы показы, которые сейчас мы видим в виде эскизов, не были бы никогда затем живы, как спектакли. То есть ни одна мать не родит ребенка и не убьет его сразу после рождения - не понятно тогда, зачем все это. Поэтому здесь, в лаборатории, мы выбираем сейчас лучшее. Никто их не контролирует, художественного руководства никакого нет, есть только административное, и это моя абсолютно точная и постоянная позиция, что художественного руководителя у них не должно быть, они совершенно самодостаточны, они совершенно полноценны, как творцы, каждый в своем маленьком коллективе. Они создадут свои микро театры. Я безумно рада сегодня за показ Кати Максимовой, за показ Андрея Карионова, который уже поставил два спектакля в ''Приюте комедианта'', а сейчас ставит в ''Ленсовете'' уже на Большой сцене. Он победил в нашей лаборатории, это большие шаги, это то, ради чего все делается.
Татьяна Вольтская: От лаборатории ''ON.ТЕАТР'' остается ощущение глубокой работы и размышления над нею, - говорит руководитель Всероссийского театрального фестиваля ''Реальный театр'', эксперт ''Золотой Маски'' Олег Лоевский.
Олег Лоевский: Когда возникает достаточно большое количество молодых ребят, впервые или не впервые делающих какие-то шаги в театре, ты ищешь непонятное, ищешь какое-то новое мировоззрение, и это держит тебя в постоянном напряжении. Есть страх пропустить, есть страх поддержать случайность. Понимая настоящее, в будущее заглядываешь с каким-то страхом. И, к сожалению, не все страхи сбываются, есть какие-то работы, когда ясно, что это не случайность, когда ясно, что появляется художник, что есть мировоззрение (я не знаю другого слова), есть что-то новое, отдельное, неизвестное, непонятное, зарождающееся. Слава богу, что возникла такая лаборатория, как ''ON.ТЕАТР'' , потому что этой селекцией, взращиванием и поддержкой мало кто занимается.
Татьяна Вольтская: Олег Лоевский считает очень важным, что в дальнейшем планируются поездки участников лаборатории по России, что означает новые возможности для новых постановок.