Ссылки для упрощенного доступа

“Кинообозрение” с Андреем Загданским.



Александр Генис: Дерзкая, хулиганская и очень смешная выходка питерских уличных художников, нарисовавших фаллос на поднимающемся Литейном мосту, самым наглядным образом привлекла внимание к этому направлению в мировом искусстве – Стрит-Арт. Многие (не я) считают, что это самое значительное направление, возникшее в современной эстетике последнего поколения. Не удивительно, что внимание американских зрителей, особенно – молодых, привлек фильм легендарного классика этого течения Бэнкси. О его картине мы беседуем с ведущим нашего “Кинообозрения” Андреем Загданским. Прошу вас, Андрей!

Андрей Загданский:
Новая документальная картина, которая идет в Нью-Йорке, называется “Выход через сувенирный магазин”, и режиссер фильма - знаменитый, легендарный художник Бэнкси. Бенкси знаменит тем, что его никто никогда не видел, многие даже сомневаются в реальности его существования. Существует версия, что Бэнкси на самом деле не один человек, а коллектив авторов, работающих над новым направлением в искусстве.

Александр Генис: Но самое интересное, конечно, то, что этот самый Бэнкси делает. Это художник провокатор, который ездит по всем странам мира и делает очень смешные вещи.

Андрей Загданский: Очень яркие, очень остроумные, и работает в жанре граффити - уличных росписей. И его яркие, знаменитые работы сделаны даже на той самой стене, которую строят в Израиле, в Палестине.

Александр Генис:
Да, это довольно интересные работы. То есть, например, на стене нарисована девочка с воздушными шариками, которая как бы перелетает через стену, или он рисует дырку в стене, а там - пальмы и пляж. Но мне больше всего понравилась его работа с телефонной будкой, когда они украли красную телефонную будку в Лондоне и распилили ее. После этого это стало народной скульптурой - все фотографируются около этой будки.

Андрей Загданский: Она выглядит, эта знаменитая классическая английская телефонная будка, как будто ее ударили топором - она лежит, поверженная, на улице, и возле нее красная лужа крови. Таким образом, телефонная будка становится живой и убитой одновременно.

Александр Генис: Короче говоря, он вопросов не вызывает - это остроумный и очень изобретательный художник.

Андрей Загданский: И вообще, то, что мы с вами говорили, когда смотрели фильм - это родной, младший, финансово успешный брат нашего замечательного друга, покойного Вагрича Бахчаняна. Это одна артистическая традиция. Я должен еще напомнить одну самую знаменитую, может быть, самую наглядную выходку Бэнкси - когда он в музее повесил собственную картину. Он прокрался в музей, прикрепил картину, и на протяжении длительного времени эта постмодернистская безобразная шуточная гадость висела в музее и никто не замечал, что появилась новая картина. Обычно из музеев картины воруют, а в данном случае он принес - добавил свою. Это было очень смешно и очень остроумно. Итак, мы так долго говорим об авторе, не зная даже, существует ли он. О чем, собственно говоря, фильм? Фильм, с моей точки зрения, все та же шутка, разыгранная, в данном случае, настоящими персонажами, и рассказывающая о жизни, работе и деятельности художников уличной живописи. Те самые художники, с которыми борются мэры больших городов в Америке.

Александр Генис: Те самые, которые пачкают стенки.

Андрей Загданский:
Те самые, которые пачкают стенки - в вашем понимании, в понимании их - которые создают новое искусство: возвращают пространство города тем, кому оно принадлежит - жителям города. Это - существенная разница. Итак, что же происходит? Некий французский персонаж, зовут его Тьерри Гуэта, который живет в Лос-Анджелесе, у которого немыслимые бакенбарды, усы, маленькая шляпа, решил посвятить свою жизнь тому, что он будет все время снимать художников граффити и никогда не сделает фильм.. Пока он не познакомился с Бэнкси. Бэнкси представлен в фильме как человек, одетый в такую куртку-кенгуру, мы не видим его лица, он говорит измененным голосом, как говорят обычно люди, дающие секретные показания. И спустя какое-то время Тьерри собрался и сделал фильм. Бэнкси посмотрел фильм, понял, что Тьерри - человек больной и фильма у него никогда не получится. Поэтому Бэнкси дает ему следующую рекомендацию: тебе нужно престать снимать видео, тебе нужно заниматься уличным искусством, как все остальные. Ирония заключается в том, что он дает рекомендацию Тьерри заняться уличным искусством только после того, как он приходит к мнению, что Тьерри - дебил. Эмоционально, может быть - полноценный, но интеллектуально - неполноценный.

Александр Генис:
Главное, кончено, впереди, потому Тьерри становится великим, знаменитым и необычайно финансово успешным художником.

Андрей Загданский:
Который устраивает шоу в Лос-Анджелесе и многие вещи на его выставке раскупаются. А искусство это, собственно говоря, что очень важно, являет собой суперпародию на современное искусство. Это все концептуальные шутки, которые можно придумать на сегодняшний день. И вот это все вместе делает Тьерри. Из множества телевизоров строит монстров, создает композиции а ля Энди Уорхол, и так далее. В моих глазах вся история Тьерри Гуэта это есть супершутка, запущенная в, якобы, документальный фильм - пародия на современное концептуальное искусство.

Александр Генис: Вот в этом-то как раз заключается моя главная претензия к фильму, который я считаю абсолютно неудачным. Дело в том, что в этом беда концептуального искусства, потому что оно само по себе – пародия. И, на мой взгляд, концептуальное искусство существует только тогда, когда оно смешное. Вот Вагрича Бахчаняна я любил, потому что он делал смешные вещи, а несмешное концептуальное искусство похоже на то, что творит убогий герой этого фильма, и это никому не интересно. Именно это произошло с фильмом. Вот этот Бэнкси - талантливый человек, а все остальные, показанные в фильме работы - ублюдочны по своему содержанию и по форме.

Андрей Загданский: Саша, я должен с вами частично не согласиться. Мне нравится ваш тезис, что невозможна пародия на пародию, и я абсолютно убежден, что художники-концептуалисты, которые делали эту картину, и которые стоят за этим фильмом, согласятся с вами. Поскольку они не считают себя пародией, они считают себя настоящим искусством, поэтому пародия на искусство возможна, с этой точки зрения. Что касается жизни фильма, то я абсолютно убежден, что молодым людям эта картина будет очень интересна. Она рассказывает в необычной, жесткой, смешной, провокационной манере, о новом уличном искусстве. Это явно искусство сегодняшнего, 21-го, века.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG