Ссылки для упрощенного доступа

Еврокомиссия обсудит киргизских беженцев


Узбекская женщина с ребенком у сожженного дома в Оше/
Узбекская женщина с ребенком у сожженного дома в Оше/
Радио Свобода продолжает следить за событиями на юге Киргизии, где в результате конфликта между киргизами и узбеками по последним официальным данным погиб 251 человек, пострадали более двух тысяч. Местные правозащитники и представители общественности предлагают разработать и принять конвенцию о ненападении и прекращении насилия противоборствующих сторон.

Временное правительство идею поддержало, но именно после этого представители узбекской стороны засомневались в успехе начинания. Они считают, что в процессе написания документа стало очевидно желание Киргизии приуменьшить межэтническую составляющую конфликта на юге страны и увести проблему в иную плоскость.

Одним из инициаторов заключения конвенции о примирении была лидер женского движения юга Киргизии, узбечка по национальности Гульбахор Джураева:

– С самого начала боевых действий на юге Кыргызстана, в частности, в городе Ош у меня в душе созрело желание помочь своему народу – и не только узбекам, а народу Кыргызстана – установить мир и взять курс на стабилизацию обстановки в регионе, в частности, в том месте, где я живу. И у меня созрела такая мысль – написать конвенцию о ненападении и прекращении насилия противоборствующих сторон. Основной мотив этой конвенции – прочный, стабильный мир. Мы хотим остановить кровопролитие, остановить столкновения этносов. Очень много пролилось узбекской крови. Сейчас очень много беженцев, и мы хотели проводить целенаправленную работу по возврату людей в места проживания.
Мы хотим остановить кровопролитие, остановить столкновения этносов

Авторы этой инициативы выдвинули временному правительству Киргизии требования, о которых говорит Гульбахор Джураева:

– Объявить вне закона лиц, виновных в разжигании межнационального конфликта, и вывести их на суд общественности. Также мы хотели просить временное правительство обязать правоохранительные органы всемерно помочь населению в восстановлении утраченных документов. Следующим нашим шагом в этой конвенции было просить временное правительство привести в действие механизмы ужесточения мер наказания военных за противоправные действия против гражданского населения. Там были поджоги, расстрелы мирного населения, захваты заложников и другие ужасные факты. Узбеки на сегодняшний день стоят перед реальной угрозой геноцида, перед угрозой уничтожения. Против ожиданий, наши коллеги с киргизской стороны тоже разработали подобный проект, но они переделали формулировку – "Конвенцию ООН о ненападении и прекращении насилия противоборствующих сторон" в "Гражданскую миротворческую инициативу".

По словам Гульбахор Джураевой, узбекские правозащитники отказались от варианта конвенции, предложенной их киргизскими коллегами. Лидер женского движения юга Киргизии считает, что в таком виде документ снижает остроту проблемы межэтнического конфликта и уничтожения узбеков.

О ситуации в Киргизии говорили и в Брюсселе на сессии Еврокомиссии "Права женщин в Центральной Азии". Одна из участниц конференции, глава общественной правозащитной организации Надежда Атаева рассказала о своей беседе со специальным докладчиком по странам Центральной Азии Пьером Морелем:
Остается открытым вопрос: как остановить насилие? Каждую минуту там происходят акты насилия, смерть, люди голодают

– Господин Морель достаточно быстро и оперативно получает информацию о ситуации в Кыргызстане, он сам недавно вернулся оттуда, встречался и Розой Отунбаевой, с правозащитниками, с жертвами этой ситуации. Безусловно, он очень озабочен развитием ситуации. Ему было сказано, что нужно восстановить справедливость и законность в этом регионе, в первую очередь – остановить насилие. Но прозвучало откровенное признание, что они не совсем понимают ситуацию в Кыргызстане. Информации об актах насилия, безусловно, много, но в то же время я явно видела выжидательные настроения.

Прозвучало мнение о том, что Евросоюз будет оказывать всяческую гуманитарную помощь и способствовать тому, чтобы проводилось международное расследование. Это все хорошо, но остается открытым вопрос: как остановить насилие? Каждую минуту там происходят акты насилия, смерть, люди голодают. Не хватает самого элементарного для того, чтобы люди выжили, нужна еда, спальные мешки. Мне достоверно известно, что более 2 тысяч женщин и детей сегодня живут в помещениях, предназначенных для скота, там ужасный запах, и люди просто голодны, и в этих антисанитарных условиях падают в обморок. А дети в этом состоянии едят неспелые яблоки и траву. Вот в таком состоянии сегодня находятся простые граждане, пока в таких институтах, как Еврокомиссия, и в стенах временного правительства обсуждаются какие-то инициативы и идеи.

Руководитель центрально-азиатских программ правозащитной организации "Мемориал" Виталий Пономарев, который находится в Оше, в интервью Радио Свобода рассказал о ситуации на юге Киргизии:

– Во многих районах города, куда я заезжал, мне говорили, что я первый человек из не живущих там, который к ним приехал за все эти дни. То есть не было ни представителей власти, ни представителей правоохранительных органов, у людей много вопросов, но некому из задать. Недавно в одном из сел была зачистка, вызвавшая большой резонанс, потому что она прошла в очень жестокой форме, с погибшими. Я лично беседовал с пострадавшими, которые были беспричинно избиты в своих домах, у них разграблено или повреждено имущество. Когда я приехал во двор больницы, куда поступали жертвы этой зачистки, туда приехали многие правозащитники, и они просто были в состоянии истерики после того, что им пришлось увидеть. Ездили смотреть места, где были групповые захоронения, причем я не уверен, что эти люди учтены в официальных списках Минздрава, статистику которого публикуют в Интернете. Были сообщения из разных источников, что часть гуманитарной помощи расхищается. При проведении зачистки представители сил безопасности, проводившие ее, отгрузили в неизвестном направлении практически половину запасов гуманитарной помощи, которые находились в этом месте. Это помощь, в том числе, поступившая из России.

Тема последствий межэтнического конфликта на юге Киргизии остается в центре внимания Еврокомиссии. 24 июня там будет обсуждаться вопрос о положении беженцев.
XS
SM
MD
LG