Ссылки для упрощенного доступа

Телевизионный теннис и политический хоккей


Чемпионат мира по хоккею все еще остается в центре внимания
Чемпионат мира по хоккею все еще остается в центре внимания
Итоги чемпионата мира по хоккею и доступность на телеэкранах Открытого чемпионата Франции по теннису – эти вопросы интересуют российских блогеров, пишущих о спорте.

В блоге на сайте Sports Ru известный телекомментатор и один из руководителей телеканала "НТВ-Плюс" Анна Дмитриева рассказывает о нюансах во взаимоотношениях ВГТРК, Первого канала и "НТВ-Плюс".

Хочу ответить на многочисленные вопросы читателей Sports.ru по поводу отсутствия трансляции Открытого чемпионата Франции по теннису на каналах "НТВ-Плюс". Я немного останавливалась на этой теме в своем предыдущем блоге, но вопросы продолжают поступать, и я считаю, что на них надо ответить.

У нас была предварительная договоренность с ВГТРК о предоставлении сублицензии на трансляцию с "Ролан Гаррос". Не было только окончательного подтверждения. Нами даже была послана в Париж для организации нашей работы техническая команда, которая уже там развернулась, когда вдруг возникли проблемы с ВГТРК. Чтобы разрешить эти проблемы, с нашей стороны вел переговоры гендиректор "НТВ-Плюс" Дмитрий Самохин. В общем, ему не удалось договориться, и мы вынуждены отозвать специалистов в Москву, и сейчас они летят домой.

Мы вынуждены вернуть в Москву развернутую в Париже техническую команду

Вначале договаривались о покупке сублицензии, но потом, я даже не знаю, это было увязано с какими-то интересами ВГТРК, связанными с футболом. Они обычно всегда связывают это со своими интересами – вы нам это, а мы вам то. Это не только денежные вопросы, но и какие-то дополнительные уступки. Конкретно, что они хотели и что им не дали, я не знаю.

В принципе, это единственный турнир "Большого шлема", на трансляцию которого права принадлежат EBU – Европейскому Вещательному Союзу, а они дают право первого выбора государственным компаниям. Этот союз не выставляет все на продажу, как это делают другие компании, а отдает приоритет государственным компаниям. У нас две компании-члена EBU – Первый канал и ВГТРК. Если бы Первый канал захотел получить такие права, как это бывает с Олимпиадой, с легкой атлетикой, они бы сейчас их делили между собой. В тех случаях, когда права принадлежат Евровидению, эти каналы имеют преимущество. Но ВГТРК давно, в самом начале, проявила свой интерес к Французскому чемпионату, а Первый канал такого интереса не проявил, поэтому ВГТРК стала владельцем прав.

Обычно, и так это распространено, спутниковые права сублицензируются тем компаниям, которые могут эти права реализовать на спутнике. Но на этот раз – а это у нас уже второй раз, первый это уже было два года назад – мы не смогли договориться. "Ролан Гаррос" – это единственный теннисный турнир, права на который остались у EBU и, соответственно, у ВГТРК.

Такая же проблема у нас еще возникает обычно с Олимпиадой. Нам чаще всего удавалось получить сублицензию, но в этом году зимнюю Олимпиаду мы не получили, там были уже другие проблемы, связанные с Первым каналом.

В теннисе у нас единственная проблема – это "Ролан Гаррос". Мы пытались купить права на прямую, минуя Евровидение, у France Televisions, который вещает с кортов "Ролан Гаррос", и Федерации тенниса Франции, те вели с нами переговоры, потом не стали рисковать. Сейчас они очень огорчились и, вполне возможно, в следующий раз они такое решение примут.
ВГТРК второй раз уже пользуется тем, что принято называть административным ресурсом, когда Путин говорит, и все встают по стойке смирно

Конечно, ВГТРК будет показывать чемпионат Франции, но ограничено, у них один канал, и то, не целиком посвященный теннису. Даже руководители такой крупной компании, как ВГТРК, думают не о зрителях, а о собственных интересах.

Что касается разговоров о том, что "НТВ-Плюс" якобы "выкатывает" нереальные суммы за права на показ чемпионата России по футболу, то я могу сказать, что мы не "выкатываем" никаких нереальных сумм по той простой причине, что все суммы, которые мы заплатили за права, известны. Поэтому и сумма, которая зависит от количества купленных ими матчей, тоже известна. И потом, я должна вам сказать, что ВГТРК второй раз уже пользуется тем, что принято называть административным ресурсом, когда Путин говорит, и все встают по стойке смирно. Нам сказали отдать один матч из восьми, и мы отдали. Это была закрытая встреча, и я не знаю, как они конкретно договаривались, но факт налицо. Но это все равно их не удовлетворило, и они вспомнили "Ролан Гаррос" – значит, они хотят чего-то другого.

Права на трансляцию Уимблдонского турнира мы покупаем напрямую у другой компании, и там ВГТРК не имеет ничего. Поэтому не волнуйтесь, в этом году мы имеем права и на Уимблдон, и на US Open. У нас нет только прав на "Ролан Гаррос", на который дает право первой ночи EBU. Когда много лет назад создавался этот союз, не было никакого платного телевидения, была другая жизнь.

Надо сказать, что EBU последний раз имеет права на Олимпиаду в Лондоне. У них остается все меньше и меньше соревнований, на которые они имеют права, поэтому у нас есть возможность покупать те события, которые им не принадлежат. В частности, это чемпионаты мира по баскетболу, волейболу, гандболу, все теннисные турниры за исключением "Ролан Гаррос". То минимальное, что остается у Евровидения, на что они могут претендовать, – это "Ролан Гаррос", чемпионаты мира по зимним видам спорта: биатлон, лыжи, конькобежные состязания, фигурное катание. На эти соревнования нам, к сожалению, претендовать нельзя, но у нас есть выбор других.

В теннисе мы еще отделались малой кровью. И то нам иногда удавалось договариваться, потому что там тоже работают нормальные люди, которые понимают, что у нас наиболее профессиональная команда. Но сейчас, видно, корпоративные интересы оказались выше популистских.

* * *

Игорь Рабинер в блоге на сайте "Спорт-Экспресса" пишет о завершившемся чемпионате мира по хоккею.

Звонок Быкову из Кремля после финала, благодарность сборной из Белого дома после победы в четвертьфинале над этой мини-Канадой... Турнир, в котором из лучших участвуют единицы (во всех командах, кроме нашей), на мой взгляд, в принципе не достоин такого пристального и публичного внимания руководителей страны. В России есть кого хвалить и утешать, помимо хоккейной сборной на соревнованиях если не второго, то как минимум «полуторного» сорта. Потому хотя бы, что подобные похвалы и утешения легко могут повлечь за собой неадекватную самооценку адресатов. И сегодня, и, что хуже, завтра.

И если чувство вины за недопустимую и не случайную неудачу, а также серьезный поиск причин будут подменены ощущением поддержки высших лиц государства, и Быков с Захаркиным ничего для себя из Кельна-2010 не извлекут, – это будет вызвано как раз этим вот гипертрофированным верховным вниманием.
Что перевесит в отношении тренеров, былые заслуги или этот сезон – будут решать Владимир Владимирович с Дмитрием Анатольевичем. Истинные генеральные менеджеры хоккейной сборной

Кстати, вот вам еще один повод для размышлений: во время полуфинала и финала я обратил внимание, что на скамейке Быков и Захаркин стояли очень далеко друг от друга. И некоторые мои знакомые позвонили мне с тем же наблюдением. Но вот беда – никто так и не смог вспомнить, как было раньше. Кто-нибудь из вас помнит? И значит ли это что-нибудь? А то ведь во время скандала с "обетом молчания" Лена Вайцеховская заметила, что каждый из троих – Быков, Захаркин, Третьяк – ведет свою собственную игру. Вот и интересно понять, не наступило ли между БиЗами охлаждение. Если же вспомнить "подставу" со стороны Захаркина после Олимпиады, когда он в интервью сказал, что девять человек из КХЛ были взяты "во многом по политическим причинам" (а иначе как подставой Быкова такое заявление и не назовешь), то большого удивления подобный поворот событий у меня бы не вызвал. Хотя, может, я и домысливаю, и ошибаюсь.

Повторю то, что сказал в материале: БиЗы заслуживают уважения хотя бы за то, что после такого крушения, как в Ванкувере, к ним на ЧМ приехала почти вся его олимпийская команда. Это значит, что тогда, на Олимпиаде, они повели себя достойно, и люди в них не разочаровались. Это одна сторона медали. А другая – что при таком уровне соперников не выиграть в Кельне такая наша мегасборная не имела права. И те же БиЗы не могут не нести за это ответственность.

Как относиться к итогам этого чемпионата, я решил для себя в таких вот строках из собственного материала: "Составы команд – участниц ЧМ-2010 заставили нас не просто ждать, а требовать золота от сборной России. Ибо танкам и гранатометам современнейшего образца выпало противостоять кавалерии. Кавалерия победила. Занавес".

Команда билась, вопросов нет. Безразличия не было. Такие термины, как "провал" и "позор", тут неуместны. Ряд людей во главе с Дацюком просто блистал. Но сермяга-то в другом. Этот турнир сборная России обязана была вы-иг-ры-вать.

Что перевесит в отношении БиЗов, былые заслуги или этот сезон – будут решать Владимир Владимирович с Дмитрием Анатольевичем. Истинные генеральные менеджеры хоккейной сборной. Это ясно как божий день. Давайте не обольщаться - на том уровне наши с вами суждения никого не волнуют. Они оттуда и в телескоп не видны. И невдомек им, что благодарность от премьера после проходной победы над Канадой вполне могла дать команде понять: других-то соперников здесь просто нет. Факт, что мы видели: в полуфинале и финале это была совсем другая сборная. Может, потому что пропускала первой. А может, поскольку не верила, что может кому-то в принципе проиграть.

Так что пусть себе там на самом верху решают, нужны ли нам дальше БиЗы или нет. Контракт-то у них заканчивается. Ситуация очень непростая, много и плюсов, и минусов. Наверное, однолетнее соглашение я бы им предложил. Но на несколько более скромных условиях. Реакция на такое предложение многое бы объяснила в системе их приоритетов.

Лично мне жалко, что в Кельне не выиграли, по вполне конкретной причине. Сереже Гончару – 36, Вите Козлову – 35. Эти в высшей степени достойные люди и хоккеисты очень многое сделали для нашего хоккея и заслужили этого титула больше, чем многие из тех, у кого он есть. Но быть ли им хоть раз в своей карьере чемпионами мира – теперь неизвестно. Другие-то "нечемпионы" – Дацюк с Малкиным – свое еще, даст Бог, наверняка возьмут. А вот Гончар с Козловым... Они практически мои ровесники, я знаком с ними с 96-го года. Я радуюсь каждой их победе, огорчаюсь каждому поражению. И именно за них мне сейчас особенно обидно.

В общем, такой вот "замечательный" у нас получился сезон по системе осень-весна. Началось со Словении, продолжилось Ванкувером, закончилось Кельном. Будем считать это компенсацией за 2008-й с его Квебеком, Инсбруком-Базелем, зенитовскими Кубком УЕФА и Суперкубком. Надо жить дальше. В конце концов, лет семь-девять назад мы не мечтали ни о чем подобном ни в хоккее, ни тем более в футболе.

А теперь мечтаем. И иногда даже добиваемся. Так что, печалясь, давайте помнить, что еще не так давно все было намного хуже. И, желая лучшего, ценить то, что есть.

* * *

Итоги чемпионата мира по хоккею подводит в своем блоге на сайте Sports. Ru журналист Дмитрий Федоров.

Иногда надо делать что-то вопреки своим желаниям. Проявлять гражданскую позицию и прочие высокоморальные качества, которым учили в начальных классах.

Наша сборная – это точная модель российской власти. Она сильна и могущественна, но любой нормальный человек понимает: без нефти и газа – фиаско. Ибо в стране практически ничего не производится, нет конкуренции – одно потребление. Как только нашей хоккейной сборной противостоит соперник с хорошей организацией, трудолюбивый и системный, так сразу поражение.
Наша сборная – это точная модель российской власти. Она сильна и могущественна, но любой нормальный человек понимает: без нефти и газа – фиаско

Власть иногда придумывает забавные телемосты с народом, но, в сущности, она бесконечно далека от электората. Помните, как Путин заплатил за мороженое 500 рублей? Многие хоккеисты отказываются от общения с прессой не потому, что они скверные люди, а потому что находятся на другом полюсе жизни. Получается, одним нечего ответить на каверзные вопросы (как и власти, кстати), другим непонятно, о чем говорить с миллионерами. Вроде бы и хотят спросить что-то по делу, но зачастую просто не представляют себе, как там все у этих богатых парней с клюшками устроено. Сытый голодного не разумеет, а у голодного, кроме злости на сытого, ничего за душой и нет.

Власть хочет, чтобы спортивные победы символизировали успех ее социальной политики. Хотя успех власти это не медали, а хорошее здравоохранение, социальные гарантии, качественное образование.

Наши триумфальные турниры в Квебеке и Берне показывал федеральный РТР-спорт, уже несколько лет уделяющий хоккею огромное внимание. Но власть решила попиариться, и в итоге самые ощутимые поражения в Ванкувере и Кельне показаны на общенациональном Первом канале. Много пафоса – мало подлинной жизни.

Мне тяжело об этом говорить, но я потерял ощущение сопричастности. То же самое слышал от многих друзей. В 2000-м после поражения в Питере, после 11-го места я ехал в Москву в одном купе с тренерами сборной Якушевым и Билялетдиновым. Говорили всю ночь. Я никогда никому не расскажу, о чем говорили, – это навсегда останется со мной, потому что это было и мое поражение. Ведь я три года вел хоккейную передачу на НТВ – пытался сеять оптимизм, а тут такое дело…

В 98-м в Нагано я привез хоккеистам чемодан писем от болельщиков. В программе "Щелчок" я призывал писать нашим энхаэловцам что-то доброе, ведь они были оторваны от Родины. Им нужно было почувствовать, что они играют для конкретных людей. Помните, эта была та команда, про которую Павел Буре сказал, что у него в ней не один брат Валерий, а двадцать два брата. Я поверил в эти слова, и серебро Нагано это и мое серебро тоже.

Сейчас в это трудно поверить, но тогда все игроки читали письма болельщиков. С интересом читали, обсуждали. Морозов в интервью извинился, что нет времени ответить. Письма были из самых нереальных городов нашей страны. И даже из ближнего зарубежья. Из Израиля! Помню смешную фамилию на одном из конвертов – сестры Пчелкины. Помню письмо из Валмиерской тюрьмы, где сидят люди, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления. Где сейчас эти заключенные? Надеюсь, вышли на волю, и все у них в жизни хорошо.

А сейчас сборную России на крупных турнирах поддерживают тысячи сытых граждан, чье благосостояние выросло в путинскую эпоху. Менеджеры нефтяных и газовых компаний, выдвиженцы, чиновники, привыкшие не трудиться, не сопереживать, а примазываться к чужому успеху, как они примазались к природным богатствам страны. Это они смотрят Лайфру (или как там это называется) и говорят: пейте и курите, ребята, – в случае победы все забудем, но если проиграете, пощады не ждите! Понимаю, что есть и другие болельщики, но эти на передовой. Именно они скандируют за спинами корреспондентов патриотических каналов, когда те выходят в прямой эфир новостей и называют периоды таймами.

И вот я задаю себе вопрос, когда же сборная перестала быть моей? И, кажется, даже знаю точную дату. В тот день, когда игрокам презентовали «Мерседесы». Почитайте эту заметку – она короткая, но разумная. И обратите внимание на источник – малоизвестное издание называет вещи своими именами, а крупные СМИ засунули языки в ж**у с черной икрой.

Мое мнение – парни заслужили "Мерседесы" и прочие жизненные блага. Они молодцы! Но они не должны получать это точно шубу с барского плеча. Это унижает их, делает рабами, наемниками. Поэтому 23 мая чехам проиграли не Саша, Паша и Илья. Проиграла власть, которая хотела сделать хоккей инструментом влияния. Которая не умеет эффективно управлять своим талантливым народом. Неслучайно, что наши поражения – тактические. Неразумное использование собственного потенциала и ресурсов – тема для России вечная, тема печальная и, увы, актуальная.

Сейчас, естественно, много разговоров о необходимости отставки. В четырехлетней деятельности Вячеслава Аркадьевича и Игоря Владимировича я нахожу больше плюсов, чем минусов, хотя уже год мне кажется, что они исчерпали себя в качестве наставников национальной команды. Они стали тренерами-бизнесменами, рядящимися в благородные одежды энтузиастов и первопроходцев, а спорт не прощает такие подмены.
XS
SM
MD
LG