Григорий Бочкарев: Жильцы одного из общежитий в поселке Кулешовка Азовского района платят за коммунальные услуги больше, чем жильцы больших благоустроенных квартир. Хотя в общежитии проблемы с лифтом, подачей воды и даже газа. Постояльцы уверены, что такими методами их хотят заставить освободить занимаемые площади, при этом другое помещение им предоставлять никто не собирается. А у этих людей другого жилья нет.
Общежитие раньше принадлежало знаменитому в советские годы и подававшему еще совсем недавно инвестиционные надежды Азовскому комбинату детского питания. А теперь здание находится на балансе профессионального лицея технологий и предпринимательства, который готовит работников для этого предприятия. Вот что говорит директор учебного заведения Владимир Дзюба:
Владимир Дзюба: Мы руководствуемся интересами в первую очередь учащихся. Были договоренности найма данных помещений, заключенные согласно гражданскому законодательству. Все прекрасно знали, что рано или поздно им надо будет отсюда уйти.
Григорий Бочкарев: Жильцы считают, что высокие тарифы – это основной способ давления на них, чтобы люди уехали, а не приватизировали жилье. Хотя такое право они имеют согласно Жилищному кодексу - после 2005 года граждане, не имеющие другого постоянного жилья, могут приватизировать даже комнату в общежитии, в котором проживают. Как рассказала эксперт регионального общественного Центра массовых коммуникаций Наталия Романенко.
Наталия Романенко: На Дону о подобных случаях часто сообщают местные средства массовой информации. Вот, например, батайское общежитие предприятия "Электросвет" с 2005 года безуспешно пытаются передать в муниципальную собственность. И пока хозяева (бывшие и будущие) решают, кому ремонтировать здание, жить хорошо в этом общежитии только комарам. Они здесь не переводятся ни летом, ни зимой. Далеко не все обитатели общежития видят мокрые разводы на стенах, и плесень на окнах. Потому, что со зрением у многих проблемы – почти все они слабовидящие работники специализированного предприятия.
Григорий Бочкарев: Жильцам общежития в Кулешовке и переехать некуда, и жить здесь слишком дорого. По словам Татьяны Дегтяревой:
Татьяна Дегтярева: Нам всем сказали, что до 9 сентября всех отсюда выселят, не смотря ни на каких детей, а у меня ничего, кроме этих двух комнат, нет.
Григорий Бочкарев: Оплата общежития сопоставима с оплатой собственной квартиры в областном центре. "Я плачу за 3 комнаты 4 тысячи 800 рублей в месяц, причем лифт не работает постоянно, горячей воды нет от 8 до 10 месяцев в году, про мусоропровод я уж вообще не говорю", – возмущается Игорь Медведев. Соседа поддержала и Людмила Лесняк:
Людмила Лесняк: Вот сейчас мы столкнулись с отоплением. С нового года – подорожание, хорошо, мы понимаем. Январь идет – одна сумма, февраль – другая, март идет – вдруг резко в два раза подорожало, 573 рубля, это именно я за свои две комнаты говорю, а с 4 апреля у нас отключили отопление, а мы платим пятьсот с чем-то рублей.
Григорий Бочкарев: Год за годом накапливались жилищно-коммунальные проблемы дома, но сегодня терпение жителей лопнуло. Бороться за свои квадратные метры решили всем миром, то есть, всем домом, к тому же попросили помощи у местных правозащитников. Продолжает аналитик общественного Центра массовых коммуникаций Наталия Романенко:
Наталия Романенко: Постоянно возникают ситуации, когда на защиту жильцов общежитий встают то прокуратура, то правозащитники, то журналисты. Только не власти. Вот по тому же Батайску могу сказать. Сейчас дело дошло до того, что городская прокуратура по результатам прокурорской проверки была вынуждена обратиться в суд с иском в защиту инвалидов с требованием обязать батайскую мэрию отремонтировать общежитие. В настоящее время исковое заявление направлено в Батайский городской суд. И результаты его рассмотрения находятся на контроле прокуратуры области.
Григорий Бочкарев: Правозащитник Владимир Ковалетов и вовсе сомневается в легальности документов на право управления этим общежитием.
Владимир Ковалетов: Об основании заявляют так, что якобы этот дом был передан АКПБ напрямую в собственность Ростовской области. При этом показывают некий акт приема-передачи. На судебном заседании мы увидели и другой акт приема-передачи, что этот дом никогда не передавался. Коль скоро этот дом не передавался в собственность Ростовской области, то он должен подлежать приватизации.
Григорий Бочкарев: Сейчас суды рассматривают четыре дела о выселении, и 16 – о приватизации жилья. Люди руки не опускают, но и администрация лицея отступать пока не намерена.