Ссылки для упрощенного доступа

Профессор Александр Князев - о несостоятельности киргизских контрреволюционеров


Киргизы готовятся отметить сороковины по жертвам беспорядков 7 апреля
Киргизы готовятся отметить сороковины по жертвам беспорядков 7 апреля
Политический эксперт из Бишкека профессор Российско-Киргизского славянского университета Александр Князев считает, что новой власти удастся сохранить контроль за ситуацией в республике.

- Это реалии сегодняшней киргизской жизни. Собственно, так было и пять лет назад. Я думаю, что ситуация находится на таком критическом уровне, который может быть мирно преодолен. Временное правительство, конечно, не в полной мере контролирует территорию страны, но есть много "третьих" политических сил, которые в локальном масштабе решают возникающие проблемы без вмешательства правительства.

- Что это за силы?

- Несколько дней назад известный политик Феликс Кулов возглавил Совет общественной безопасности. Возникают народные дружины, которые занимаются восстановлением порядка там, где требуется. Я думаю, что на этом уровне, на уровне каких-то компромиссов, даже без вмешательства власти локальные конфликты могут быть урегулированы. Исполняется 40 дней со дня кровавых событий 7 апреля, это дата поминовения, и к ней, насколько я понимаю, приурочены попытки Бакиева и его сторонников дестабилизировать ситуацию. По моим ощущениям, пока есть готовность этому противостоять.

- Так складывается, что сторонники Курманбека Бакиева пока продолжают оказывать сопротивление сразу на нескольких направлениях; звучат обвинения в адрес нового руководства о том, что была заключена сделка о вывозе членов семьи Бакиева за 350 миллионов долларов - значит, какая-то база у них есть.

- Мне кажется, это преувеличивается. Реальной поддержки населения у них однозначно нет. Я так понимаю, что эти попытки осуществляются людьми на небескорыстной основе. Таких попыток было уже очень большое количество, в том числе и попытки возбудить межнациональные конфликты, но все они до сих пор локализовывались, несмотря на слабость власти. Кредит доверия новому правительству потихонечку, не так быстро, как хотелось бы, может быть, но все-таки растет, и предел их возможностей - тоже.

- Вы только что вернулись из Казахстана, там парламент страны поддержал идею предоставить Нурсултану Назарбаеву статус лидера нации и освободить его после неизвестно когда оканчивающегося президентского срока от любых судебных преследований, вместе с членами семьи. В Казахстане беспокоятся, что киргизская нестабильность перейдет через границу?

- Думаю, что прямой проекции тут нет. И закрытие границы, которое сильно беспокоит всех в этом регионе, в определенной степени перестраховка, и связана она с опасением более традиционных угроз - наркотрафик, контрабанда оружия, неконтролируемая миграция. Казахская оппозиция имеет принципиальную иную природу. У нее нет такого потенциала и особых амбиций, чтобы повторить киргизский сценарий, и у власти серьезных опасений на этот счет тоже не должно быть.

- Когда внутриполитическая ситуация в стране обостряется, часто, особенно для таких небольших стран, как Киргизия, вырастает значение внешнего фактора. Вы чувствуете, что баланс внешнеполитических приоритетов Киргизии в последние недели меняется?

- Нет, я бы так не сказал. Правительство ровно выдерживает диалог. Прибыл помощник президента США, провел консультации. Через несколько дней Отунбаева летит в Москву, проводит там консультации. Я думаю, наоборот, сейчас, хоть и неярко, но с точки зрения внешнеполитических приоритетов выдерживается такая ровная, сбалансированная линия.

- Есть ли опасность раскола Киргизии на север и юг?

- Такой опасности никогда не было. Это достаточно упрощенное представление, поскольку то же временное правительство представлено почти наполовину выходцами с юга, и имеет южный электорат. Есть опасность возникновения (она была и сразу после 7 апреля, сохраняется и сейчас) каких-то локальных очагов неподчинения. В частности, Джалал-Абад в этом смысле может вызывать беспокойство.
XS
SM
MD
LG