Ссылки для упрощенного доступа

Почему Астрахань боится "Газпрома"


Галина Маркина: Сколько аварий произошло на астраханском "Газпроме" в апреле — сказать сложно. По слухам - три или четыре. Официальные комментарии были получены только по одной - это пожар, который случился на установке по переработке газа 7 апреля около 2-х часов дня. В сообщениях также указывалось, что при возгорании никто не пострадал. Между тем, эти первые комментарии представителей предприятия "Газпром добыча Астрахань" явно запоздали, поскольку ближе к вечеру город уже наполнился рассказами о том, как во время пожара погибли от 6 до 20 человек. Астрахань погрузилась в состояние паники. Поэтому сухим и заученным высказываниям официальных лиц мало кто из астраханцев поверил, говорит жительница города Людмила Милаева:

Людмила Милаева: Во-первых, скрыли от людей, хотя сами собирали консилиум врачей, и сказали, чтобы воду пили только кипячёную. А людей они об этом не оповестили.

Галина Маркина: То, что информацию скрыли, в этом уверен и астраханец Михаил Конев.

Михаил Конев: Говорили то, что никаких выбросов не было. Но это же не конфеты взорвались. Газ! В любом случае выбросы есть.

Галина Маркина: Предприятие "Газпром добыча Астрахань" не хочет признать другие факты аварий и это не честно по отношению к жителям Астраханской области, считает лидер движения "Точка отсчёта", организатор серии пикетов "Астрахань — не добыча Газпрома" Александр Алымов.

Александр Алымов: Людей предупреждали, чтобы они закрывали окна, двери, забирали детей из детских садов, т.е. просто так всё это не бывает. А "Газпром" говорит, что всё нормально, это штатная ситуация, т.е. авария — это уже штатная ситуация.

Галина Маркина: Организаторы пикетов требуют, чтобы каждому астраханцу производилась выплата ежемесячной компенсации в размере трех тысяч рублей либо бесплатное санаторно-курортное лечение раз в полгода. Говорит Александр Алымов.

Александр Алымов: Мы понимаем, что закрыть "Газпром" не реально, поэтому мы вышли с требованием, чтобы "Газпром" возместил ущерб их здоровью.

Галина Маркина: Его поддерживает представитель инициативной группы, журналист Максим Терский.

Максим Терский: Если не денежные выплаты, то хотя бы санаторно-курортное лечение за пределами области. Это не выносимо! Постоянные головные боли, насморк неизвестно откуда. Это всё влияние "Газпрома".

Галина Маркина: Сами астраханцы согласны с тем, что какие-либо компенсации нужны, но в каких размерах — сказать затрудняются. Говорит Людмила Милаева.

Людмила Милаева: Откуда мы знаем, какие у них доходы? Что они с этого имеют.

Галина Маркина: Михаил Конев, ранее работал на газоперерабатывающем заводе. Он считает, что никаких денег не хватит, чтобы поправить здоровье.

Михаил Конев: Открыли клинику и там лечатся только те, кто работал или работает в "Газпроме". Я считаю, что нужно лечить всех, потому что вред всем наносится.

Галина Маркина: Есть, конечно, и те, кто относится к таким инициативам скептически. Например, на одном из астраханских сайтов пользователи посчитали, что в год на эти выплаты предприятию потребуется 36 млрд. рублей, притом, что годовая прибыль его почти в 2 раза меньше.

Бывший сотрудник МВД Петр Зубарев, который отвечал за безопасность объектов тогда ещё на строящемся заводе, считает, что нужно ещё доказать — действительно ли астраханцы страдают именно из-за "Газпрома".

Петр Зубарев: Астрахань находится на расстоянии от газоконденсатного комплекса в 62 км на юге. Но "роза ветров" проходит с востока на запад. Поэтому выбросы ветер в основном несёт в сторону города Нариманов.

Галина Маркина: Хотя вопрос о компенсациях поднимался ещё в начале 80-х.

Петр Зубарев: Где-то летом 1981 года собирали сотрудников Управления внутренних дел. Тогда приезжал сюда замминистра внутренних дел, он же начальник штаба координации деятельности ОВД на Аксарайском месторождении, генерал лейтенант Богатырёв. Он рассказал о целях и назначении этого завода, а также о том, что на правительственном уровне принимается решение о 35% доплате к окладу жителям Астраханской области. Но это до сих пор на уровне разговоров.

Галина Маркина: Однако из всех требований, которые предъявляют к "Газпрому" активисты, пожалуй, наиболее реалистичным является то, что каждый астраханец должен иметь доступ к информации об обстановке в регионе, говорит Александр Алымов.

Александр Алымов: Выступаем с требованием о создании независимой лаборатории, которая будет оценивать экологическую обстановку в городе и в населенных пунктах, чтобы получать все эти данные самостоятельно, чтобы они были в открытом доступе в интернете. Чтобы не "Газпром" нам их давал, потому что "Газпром" всегда нам говорит, что в Багдаде все спокойно!

Галина Маркина: Ранее это предложение выносили на обсуждение и депутаты Госдумы Астраханской области. Вот что сказал по этому поводу спикер Думы Александр Клыканов.

Александр Клыканов: Нас как депутатский корпус беспокоит абсолютное отсутствие информации. Мы не можем ничего людям конкретного сказать. Мы не защитить их от возможной беды не можем, не успокоить их, сказать им, что такой не существует вообще. Допускаю, что в этом смысле у нас не всё отрегулировано и нам нужно принять закон, чтобы исключить впоследствии подобные сценарии.

Галина Маркина: Кстати, на это заседание с участием представителей всех служб и ведомств не пришли только руководители газоперерабатывающего завода. Поэтому нет ничего удивительного в том, никакого разговора с администрацией предприятия не состоялось и у пикетчиков. Хотя реакция на эти акции последовала незамедлительно. Сотрудники милиции попросили удалиться участников пикета от входа в административное здание "Газпрома", запретили разворачивать плакаты с лозунгами "Астрахань — не добыча Газпрома!" и "Газпром, хватит нас травить бесплатно!"

Кстати, эта злободневная тема, которая касается каждого жителя Астраханской области без исключения, не заинтересовала ни одно средство массовой информации, кроме съемочной группы телеканала, который принадлежит непосредственно предприятию "Газпром добыча Астрахань". Вот как это прокомментировал представитель инициативной группы Максим Терский.

Максим Терский: "Газпром" понятно для чего прислал сюда свое телевидение, для того, чтобы изучить материал, после этого заплатить какую-то сумму денег центральным СМИ, и потом устроить какую-то посадочку ёлочек у себя на территории.

Галина Маркина: До начала июня планируется провести 18 пикетов. Как говорят организаторы, за это время они хотят собрать подписи с требованиями астраханцев, которые затем направят в Москву председателю правления "Газпрома" Алексею Миллеру.

XS
SM
MD
LG