Ссылки для упрощенного доступа

Римская пятилетка Бенедикта XVI


Папа Римский Бенедикт XVI в Кастель-Гандольфо в 2007
Папа Римский Бенедикт XVI в Кастель-Гандольфо в 2007

Исполнилось пять лет со времени восшествия на престол Святого Петра кардинала Йозефа Ратцингера - Папы Римского Бенедикта XVI. О промежуточных итогах понтификата Радио Свобода рассказал московский религиовед Марк Смирнов, соредактор журнала "Наука и религия".

– Говорить о слабости или о силе папы Бенедикта XVI достаточно сложно. В чем-то он проявляет не то что упорство, а даже упрямство. Например, он держится за консервативное наследие предыдущего папы Иоанна Павла II. А в чем-то, наоборот, сдает позиции, в частности, консерваторам. Его заигрывание с лефевристами, сторонниками архиепископа Лефевра, отлученного от церкви, попытка найти у них поддержку и даже реабилитация епископов, которые откололись от Римско-католической церкви, выглядит как уступка. Потому что лефевристы отрицают и решение Второго Ватиканского собора, и экуменическую деятельность, а еще иногда оказываются (как один из епископов, сторонников Лефевра) людьми, которые отрицают холокост. Можно говорить о том, что папа не одинаков в своих решениях. Его твердость в чем-то остается таким упрямством, а в чем-то он поддается, но только уступая правым консервативным силам.

– Можно ли сделать вывод, что за минувшие пять лет политика Ватикана в целом стала более консервативной, чем при Иоанне Павле II?

– Безусловно. Но если предыдущий папа, обладая харизмой и даже артистизмом, умением общаться с толпой, все-таки вызывал определенную симпатию, то у библиотекаря, кардинала Ратцингера, ставшего первосвященником Римским, к сожалению, нет такой харизмы, поэтому его появления на публике не всегда бывают удачными. Он всего лишь издал три энциклики. И в них нет ничего существенно нового. Он следует тому самому документу, который был еще при предыдущем папе и подписан и подготовлен Ратцингером. Этот документ называется "Господь и Иисус", в нем высказывается мнение, что единой и спасающей является только Римско-католическая церковь, а все прочие - православные, протестантские – такой спасительной силой не обладают.

Продолжается скандал, связанный с вовлеченностью некоторых священников католической церкви в скандалы с педофилией. Как, на ваш взгляд, церковь выйдет из этой ситуации?

– Думаю, что она понесет большой урон. Скандалы последних лет, например, в Ирландии и Германии, заставили многих верующих, простых мирян оставить церковь. Да и потери в имидже в глазах общества существенны. Люди до этого считали, что церковь святая, а сам папа, обладая вероучительной и нравственной силой, авторитетом, безошибочен в своих решениях. И папа, к сожалению, не понимает, что не отказавшись от тех канонов, которые предусматривают целибат римско-католического духовенства, нельзя существенно изменить ситуацию в самой церкви. Из-за этого даже количество священников резко упало. Семинарии остаются без кандидатов в духовенство. Папа в силу своего консерватизма держится за целибат, за борьбу против контрацептивов, считает, что они только подталкивают людей к греху и тем самым способствуют распространению СПИДа. Он придерживается старых моральных принципов, которые сейчас выглядят крайне архаичными.

Предстоятель Римско-католической церкви не скрывает, что настроение у него не праздничное: в Ватикане молятся о душах погибших в авиакатастрофе под Смоленском польских политиков, а сам Папа в ходе состоявшегося в минувшие выходные пастырского визита на Мальту встретился с жертвами сексуальных домогательств священников-педофилов. В этой поездке Папу Римского сопровождал римский журналист-ватиканолог Алексей Букалов, ему слово:

– Сегодня в Ватикане официальный выходной день - как всегда в день избрания очередного понтифика. Сегодня служащим Ватикана будут выплачиваться специальные премии. Особых торжеств нет. А главным событием является обед, в котором принимают участие порядка 60 кардиналов - тех, кто смог добраться со всего мира на юбилейную трапезу.

– Представитель Святого Престола кардинал Содано не смог прибыть в Краков, где хоронили президента Польши Леха Качиньского и его супругу. Как в Ватикане отнеслись к этому?

– В Ватикане ко всякого рода событиям природным относятся, как к велению Божьему. Сам Папа, тем не менее, сумел совершить запланированный визит на Мальту. Мы взлетели с аэродрома, который был закрыт, но папский самолет взлетел, поскольку двигался на юг. В этот момент Папа Бенедикт вышел к нам в салон и сказал: "Ну, мы вроде бы от облака убежали". Пошутил. Мы убежали, а Содано не смог. Но все нужные слова - протокольные и христианские - были по поводу этой трагедии сказаны.

– Поездка на Мальту оказалась непростой, поскольку были встречи с жертвами противоестественных пристрастий священников?

– С одной стороны, поездка была простая, поскольку Мальта - одна из наиболее католических стран. Но все, конечно, ждали его реакции. И настроение было совершенно не юбилейное, потому что скандал, самый крупный за всю новейшую историю Римско-католической церкви, продолжает разгораться. И вот совершенно неожиданно в воскресенье после торжественной мессы Папа зашел в капеллу, и два местных епископа представили ему восьмерых молодых людей, которые являются жертвами этих противоестественных домогательств. Они по очереди подходили к Папе, а он стоял у алтаря и с каждым тихо разговаривал. А потом они вместе опустились на колени и совершили совместную молитву. При этом Папа сказал несколько слов о том, что церковь будет делать все от нее зависящее, чтобы восторжествовала справедливость, а виновные были наказаны.

– Эта крайне неприятная для католической церкви история добавила аргументов противникам Папы Ратцингера. Его упрекают в консерватизме. Говорят о том, что если позиция Ватикана и модифицируется, то в сторону консерватизма, а это не соответствует требованиям времени.

– Он с самого начала был непопулярным Папой, Потому что пришел после такого харизматического религиозного лидера, каким был Папа Войтыла. Ему каждый лыко в строку записывали. Он немец - это плохо. В детстве, как все дети в Германии, попал в гитлерюгенд. Все это против него. Плюс стиль совершенно другой. Он – богослов, ученый, академический человек. Объективности ради надо сказать, что последние 24 года – до смерти Папы Войтылы – он был его правой рукой. И очень многие заявления, документы были подготовлены именно Ратцингером. Если Папа Войтыла успешно вел этот корабль Римско-католической церкви, то потому, что там рядом стоял Йозеф Ратцингер.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG