В трагические для Польши дни наблюдатели высоко оценили уровень польской политической культуры и качество юридических механизмов, обеспечивших государственную стабильность.
Польский историк Ян Малицки, директор Центра восточных исследований Варшавского университета, в беседе с Радио Свобода подчеркивает, что в тысячелетней истории польского государства сопоставимый случай массовой гибели политического и военного руководства страны зафиксирован в 1241 году:
– Мне как поляку даже говорить об этом и тяжело, и страшно, но оказалось, что в этой критической ситуации польское государство функционирует нормально. Два пункта хотел бы подчеркнуть изначально. Первый - это Конституция, которую готовили в середине 90-х. Никто тогда и предположить не мог, что может случиться такая катастрофа. Однако Конституция предусмотрела и такую ситуацию. И второй фактор: уже двадцать лет Польша живет в нормальной демократической системе.
– Как справились силовые структуры и Министерство обороны с этими потерями? Уже назначены новые генералы на место погибших?
– В Смоленске погибли две группы людей. В первой – депутаты и сенаторы, члены польского парламента. Страшно, конечно, но в сейме 460 сенаторов. Гибель восемнадцати из них не помешает парламенту работать. Погибла группа генералов, главы всех родов войск… Я историк и знаю, что только однажды у нас была подобная ситуация – в 1241 году, когда в борьбе с татаро-монголами погиб король Генрих Второй. Но сейчас ведь не средневековье. У нас работает западная система, когда у каждого военачальника есть один главный зам, который в курсе всего.
– Как сказалась трагедия на положении польской национальной валюты?
– Никак.
– Даже гибель председателя Национального банка не привела к колебанию курса злотого?
– По счастью, нет.
– Все-таки это крайне чувствительная потеря, связанная с гибелью цвета польской политической элиты. Вы согласны?
– Это трагедия для Польши, польской политики. Погибли лидеры партии "Право и справедливость".
– Этот факт может сказаться на итогах досрочных выборов?
– К сожалению, может.