Ссылки для упрощенного доступа

Договор об СНВ дождался пражской весны


Два президента сегодня подпишут в Праге важный для мира документ.
Два президента сегодня подпишут в Праге важный для мира документ.
Подписание американо-российского договора о сокращении наступательных ядерных вооружений американские политологи почти единодушно трактуют как серьезное достижение в двусторонних отношениях.

Накануне подписания договора о СНВ президент Обама признал, что его мечта о мире без ядерного оружия может не осуществиться при его жизни. Однако он надеется, что за подписанием и ратификацией СНВ последуют новые шаги по сокращению ядерных вооружений.

Эксперт Брукингского института Стивен Пайфер уточняет, что по договору Америка и Россия сократят запасы стратегических ядерных боеголовок почти на 30 процентов. В договоре указаны пределы стратегических сил обеих сторон и оговариваются строгие меры проверки и открытости выполнения условий соглашения. Благодаря этому, утверждает Стивен Пайфер, США будут гораздо лучше осведомлены о российской стратегической мощи, чем до заключения договора. Это поможет созданию климата большего доверия и большей стратегической стабильности. Новым договором открывается путь для дальнейшего сокращения вооружений, к которому призывает президент Обама.

Вот как оценивает договор о СНВ американский эксперт, директор вашингтонской Ассоциации по контролю над вооружениями Дэрил Кимболл:

– Я полагаю, договор о СНВ – это шаг в верном направлении обеих сторон: России и США, которые вернулись на путь проверяемого сокращения колоссального ядерного арсенала, накопленного за годы Холодной войны. Новый договор заменит старый от 1991 года. Срок того договора истёк. Он устанавливает новый лимит в 1550 находящихся на вооружении боеголовок, а также небольшое уменьшение количества средств их доставки. Наиболее важно, что в договоре предусматривается система взаимной проверки и обмена информацией. Благодаря этому повысится уровень доверия между Америкой и Россией и предсказуемость их действий, ибо стороны лучше будут понимать ядерные возможности друг друга.

– Американские критики договора считают, что сокращение ядерного арсенала США подстегнёт Северную Корею к ускоренному наращиванию, а Иран к ускоренному созданию ядерного оружия...

– Нет. Иран и Северная Корея – это серьёзные проблемы, которые надо решать дипломатическим путём. Если США и Россия будут продолжать наращивать ядерные вооружения, оправдывая это оборонной необходимостью, то гораздо труднее будет организовать международную поддержку санкциям против Ирана и Северной Кореи за нарушение ими правил по нераспространению ядерного оружия. Будет труднее склонить Северную Корею к тому, чтобы она отдала имеющееся небольшое количество плутония, а Иран – к отказу от создания ядерного оружия.

– Насколько надёжной будет система взаимной проверки соблюдения договора о СНВ?

– Система проверки обещает быть эффективной и адекватной, соответствующей новому договору. Процедура проверки достаточно ясная, включающая обмен информацией на местах инспектирования. Она менее серьёзная и менее жёсткая, чем в договоре 1991 года, ибо времена Холодной войны прошли. Между двумя странами гораздо больше доверия и открытости, чем 20 лет назад. Проверку осуществлять намного легче, потому что речь идёт всего о двух основных направлениях: боеголовках и средствах их доставки. Но без такой проверки недоверие сторон, подозрительность будет гораздо острее. Я ожидаю, что договор, основанный на взаимном доверии, позволит США и России работать вместе над другими важными инициативами, в которых заинтересованы обе стороны, – сказал в заключение Дэрил Кимболл.

Подписание договора о СНВ создаёт благоприятные условия для вашингтонского совещания 12-13 апреля по глобальной ядерной безопасности с участием 40 глав государств. На совещании будет обсуждаться вопрос о безопасности хранения таких материалов как высокообогащенные уран и плутоний, которые не должны попасть в руки безответственных режимов и тем более в руки террористических групп.
XS
SM
MD
LG