Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Кто спасет игроманов?


В рулетку можно выиграть, только обходя ее стороной, считают бывшие игроки.
В рулетку можно выиграть, только обходя ее стороной, считают бывшие игроки.
Чешские психиатры озабочены ростом числа "гемблеров" – людей, страдающих болезненной зависимостью от азартных игр. Игорных заведений в Праге уже не меньше, чем в Лас-Вегасе. Под открытым письмом, призывающим политиков ужесточить закон об игорных заведениях, подписались общественные деятели, психологи, психиатры и священники.

Психиатры начали ставить пациентам диагноз "болезненная зависимость от азартных игр" 16 лет назад. Патологически зависимых игроков в Чехии называют по-английски – "гемблерами", саму болезнь – "гемблерство". Истории этих людей обычно весьма похожи. Невинная поначалу игра на "одноруких бандитах" оборачивается миллионными долгами, бесконечной ложью и потерей доверия близких людей, а в некоторых случаях - самоубийством.

Пациент отделения по лечению болезненных зависимостей Богницкой клиники Мартин Крал считает, что ему повезло - его долг на сегодня составляет "всего" сто пятьдесят тысяч крон, то есть примерно 8 тысяч долларов США. У других долги превышают миллион крон. От необратимых последствий Мартина спасло осознание своей болезни и самостоятельное решение обратиться за помощью. Правда, произошло это через 13 лет после того, как он в первый раз попробовал поиграть.

- Самая большая проблема - люди боятся признаться себе в том, что они больны, - говорит Мартин. - До определенного момента я даже не допускал этой мысли - все время казалось, что все под контролем. Игру я считал обычным хобби. Когда же мой долг составил полмиллиона крон, я задумался, что же будет дальше, но продолжал твердить, что зависимости у меня никакой нет. Моя главная ошибка в том, что я не пришел сюда сразу.

Мартин работал в строительном бизнесе, хорошо зарабатывал. Когда ему было 28 лет, приятель предложил сходить за компанию в казино. В первый день он проиграл 12 тысяч крон и захотел их вернуть. На следующий день выиграл там же 40 тысяч.

- Ну, а если ты хотя бы один раз выиграешь, то это все... Человеку, который там что-либо выиграл, можно лишь посочувствовать.

Сейчас Мартину 41 год, у него двое взрослых детей. За плечами - развод с женой, натянутые отношения с близкими, долги и постоянные депрессии. Лечение в клинике продлится еще 2 месяца. Мартин считает, что больница для него - единственный шанс вернуться к нормальной жизни и никогда больше не играть.
До определенного момента я даже не допускал этой мысли - все время казалось, что все под контролем. Игру я считал обычным хобби.


По словам главного врача мужского отделения по лечению болезненных зависимостей Богницкой клиники Карела Нешпора, 20 лет назад, после падения "железного занавеса", игорный бизнес в стране был легализован и с тех пор количество "патологических игроков" в Чехии стало расти с сумасшедшей скоростью. Сегодня в его отделении игроки - третья часть пациентов. Остальные лечатся от алкоголизма и наркомании.

- Азартные игры в Чехии – огромная проблема, - говорит Карел Нешпор. – Законы на этот счет неэффективны и работают на интересы тех, кому это выгодно. Достаточно пройтись по улицам Праги, чтобы убедиться: игровые заведения есть повсюду. Игровые автоматы находятся почти в каждом баре. Азартные игры обескураживающе доступны! Такого беспредела нет нигде в Европе. Я считаю, что эти заведения должны быть отдалены от населенных пунктов, как это сделали в России. Игорные заведения не должны быть открыты 24 часа в сутки. Какой нормальный человек будет стоять за игровым автоматом в три часа ночи? Понятно, что это уже патология, такому игроку необходимо лечение. В конце концов, можно поднять налоги на игорный бизнес. Я не политик, я врач, которому небезразлична судьба людей. Именно поэтому мы с единомышленниками написали письмо и разослали его, в том числе, в парламент и правительство. Мы предложили свои поправки к закону об игорном бизнесе и просим остановить это социальное зло. Ответили нам только из министерства финансов, довольно незатейливо, можно сказать, дружески. Якобы все, о чем мы просим, довольно разумно, и наши предложения уже и так включены в готовящийся новый закон.

Социологи утверждают, что почти треть "патологических игроков" первый опыт с азартными играми приобретают в возрасте до 18 лет. Авторы письма особо обращают внимание на то, что родителям необходимо уже в раннем возрасте заботиться о психическом здоровье своих детей.

(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск").

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG