Алексей Минин: Хабаровские фермеры добились компенсации за свои земли, которых они лишились в результате демаркации границы с Китаем. Правда, пока победу одержали только две семьи. Всего же таковых 70 человек.
Началось все в 2004 году, когда Россия отдала соседнему Китаю остров Тарабаров и часть Большого Уссурийского. Около 170 квадратных метров островной территории отошла к Китаю, примерно столько же осталось за Россией. При этом никто не задумался о том, что там были расположены сенокосы, поля и пасеки местных фермеров. Они принадлежали им на правах собственности после развала одного из совхозов. Говорит фермер Наталья Абрамова.
Наталья Абрамова: Не каждый человек может заниматься пчеловодческим хозяйством. Это человек, которому дано от Бога, талант – заниматься с пчелками. Вот сейчас у нас осталось всего два улика, а было 118. И они уже летают, живут, и мы с ними будет жить.
Алексей Минин: Когда земли отошли Китаю, фермерам не заплатили никакой компенсации. Мало того, до сих пор в Едином реестре прав на недвижимость китайская территория значится как собственность фермеров. Проще говоря, за эти земли они продолжают платить налог. А земли у каждой из семей было около трех гектаров. Обращения во всевозможные инстанции не давали результата. Говорит адвокат истцов Вячеслав Лоскутов:
Вячеслав Лоскутов: Участки были изъяты без согласия их владельцев, без всякого предупреждения. Поэтому очередной вопрос, который еще остается открытым – о возмещении убытков.
Алексей Минин: Еще в феврале Центральный районный суд Хабаровска удовлетворил иск четырех фермеров. По его решению, федеральная казна должна выплатить им рыночную стоимость земли. Одной семье – 2 миллиона, другой – более 755 тысяч рублей. Однако ответчик – Минфин – с вердиктом не согласился и подал кассацию. При этом никаких комментариев представители ведомства до сих пор не дали. Аргументы министерства изложила член коллегии Хабаровского краевого суда Лидия Кузьминова.
Лидия Кузьминова: Суду мы пояснили, что Министерство финансов представляет интересы казны только в случае исков государству за вред причиненный незаконными действиями государственных органов и должностных лиц.
Алексей Минин: Однако защита посчитала иначе. Адвокат Вячеслав Лоскутов:
Вячеслав Лоскутов: Более 5 лет граждане не могут получить причитающиеся им деньги. Поэтому данное обязательство можно считать долгом Российской Федерации, долговым обязательством. Такие обязательства лежат на ответственности Министерства финансов России
Алексей Минин: В итоге доводы министерства коллегия признала необоснованными. Приговор предельно ясен:
- Решение Центрального районного суда Хабаровска от 2 февраля 2010 года о возмещении ущерба убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд, оставить без изменения.
Алексей Минин: Как считает защита, примеру этих двух семей могут последовать остальные. Напомню, это порядка 70 человек. Да и у этих двух семей борьба еще не закончилась. Во-первых, как уже было сказано, с них до сих пор берут налог за землю, которой они фактически не владеют. Во-вторых, более пяти лет они попросту оставались без источника дохода, поскольку не могли заниматься своим делом. Сколько составляет моральный и материальный ущерб - еще не подсчитано. Ну а те деньги, которые фермеры получат по нынешнему судебному решению, они намерены вложить в дело.
- Во-первых, купить много пчелосемей. На эти земли, куда я могу все это поставить. Весь инвентарь. Все потрачу только на свое личное подсобное хозяйство.
Алексей Минин: Как было объявлено в ходе заседания, рыночная стоимость участков земли, которыми владели Абрамовы, - 1 млн. 34 тысячи 135 рублей, а земли у них было почти 7 га. Значит, по грубым прикидкам, 1 га стоит 147 тысяч 773 рубля. Даже если предположить, что каждый из 70 фермеров владел хотя бы по гектару земли, уже получается более 10 млн. рублей. Добавлю также, что общая площадь переданной в 2004 году под контроль Пекина территории составила 174 кв. км.