Ссылки для упрощенного доступа

Нонсенс с перформансом


В современном политическом словаре термин "пиар" (PR) все чаще заменяют на более благозвучное "перформанс" – имея в виду то же самое. А ведь сколько этих политперформансов перевидало на своём веку моё поколение! Штурм Зимнего в постановке великого Эйзенштейна, Сталин-Геловани у трапа самолёта перед зданием рейхстага (творение Михаила Чиаурели), лубочные картинки "Ходоки у Ленина", "Сталин и Мамлакат" – список этот необъятен, как и необъятно жанровое разнообразие: тут и кино, и литература, и живопись, и, конечно же, плакат. В советской империи всё это именовалось социалистическим реализмом, хотя ни социализма, ни реализма в этих произведениях не было и в помине.

Нынче, в эпоху телевидения и интернета, лидеры постсоветских государств осваивают новые форматы – однако содержание вполне узнаваемо. Телевидение предоставляет свой экран для тщательно отрепетированного "общения с народом", для детально согласованных интервью, для демонстративных публичных разносов чиновников высокого ранга.

Наблюдая за подобными – часто неумело срежиссированными – спектаклями, умудрённые историческим опытом граждане вслед за Станиславским восклицают "Не верю!". И вправду, как можно поверить в неподготовленность звучащих "по накату" ответов Медведева и Путина на вопросы граждан во время многочасовых пресс-конференций в масштабах огромной страны – от Чукотки до Калининграда? А чего стоит телевизионная картинка заседаний правительства – или показательных бесед президента и премьера с подчиненными? Неужели кто-то может обсуждать действительно серьезные проблемы под светом софитов?

В Грузии случился недавно любопытный казус. Михаил Саакашвили посетил гурийскую деревню, где его радушно принимала некая "среднестатистическая" семья (не буду называть фамилию – она оказалась вымышленной). Государственные телеканалы показали встречу в прямом эфире. Как выяснилось позже, перестаравшееся окружение президента принудило актёров местного театра сыграть роль гостеприимных зажиточных хозяев. Об этом впоследствии рассказала, опять с экрана – на этот раз уже негосударственного, главная героиня спектакля, ведущая актриса театра. Любопытно, что сторонники правящей партии националов не усмотрели в этом ничего предосудительного. Более того, они всерьёз рассуждали о важности и необходимости подобных спектаклей в политике. Слово "перформанс" звучало в их устах как индульгенция.

Сложно сказать, "перформанс" ли виноват или даже "индульгенция", но мне здесь вспоминается другое словечко – "нонсенс".

XS
SM
MD
LG