Ссылки для упрощенного доступа

Стоит ли Алексею Кудрину болезненно воспринимать дела российского бизнеса в Швейцарии


Ирина Лагунина: Российское правительство обеспокоено штрафом в 38 миллионов долларов, наложенным в Швейцарии на компанию Виктора Вексельберга. По этому поводу уже высказался министр финансов России Алексей Кудрин. Он заявил, что штраф "не улучшает отношений" между Россией и Швейцарией и вносит в них "ряд неопределенностей, которые воспринимаются правительством болезненно". А стоит ли относиться к проблеме болезненно? Вопрос поясняет моя коллега Людмила Телень.

Людмила Телень: Виктор Вексельберг "заработал" многомиллионный штраф за то, что контролируемая им "Ренова" при покупке акций компании Oerlikon могла нарушить швейцарское законодательство: "Ренова" скупала акции Oerlikon, как утверждают швейцарцы, по согласованию с австрийской Victory, но партнеры не зарегистрировали себя как группу.

Эту ситуацию в интервью Радио Свобода прокомментировал финансовый аналитик Андрей Сотник.

Министр финансов России Алексей Кудрин болезненно отреагировал на штраф, который швейцарцы наложили на Виктора Вексельберга и его австрийских партнеров. Это действительно серьезный удар по российскому бизнесу?

Андрей Сотник: А причем тут российский бизнес?

Людмила Телень: Как причем? Среди пострадавших от швейцарских финансовых властей российский бизнесмен Виктор Вексельберг.

Андрей Сотник: Значит, и надо говорить об ударе, который, возможно, получил бизнес Вексельберга - предпринимателя российского происхождения, проживающего в Швейцарии и ведущего дела практически на всех континентах. Что касается чисто российского бизнеса, то я, например, его следов в этой истории не обнаружил вообще.

Людмила Телень: Давайте разбираться.

Андрей Сотник: Давайте. Кто был покупателем, разве российская компания? Ничуть.

Согласно данным швейцарских регистраторов, сделка осуществлялась через два багамских офшора (Renova Industries Ltd и Renova Holding Ltd), а также офшор с Британских Виргинских островов (TZ Columbus Services Ltd), имеющий отношение к трасту, зарегистрированному на Каймановых островах. Плюс кипрский офшор (Beregan Holding AG). Что-то я не нахожу в этой цепочке фирм под российской юрисдикцией. Абсолютно отсутствуют также документальные доказательства того, что Виктор Вексельберг лично имел хотя бы какое-то отношение к этой сделке. Что за деньги были использованы офшорами при покупке акций швейцарской компании - это первый вопрос.

Далее. Второй участник сделки по приобретению акций Oerlikon - австрийская фирма (Victory Industriebeteiligung AG). К ее созданию имеют отношение так называемые частные штифтунги под австрийской юрисдикцией. Эта форма трастового управления бизнесом вообще самая закрытая из всех видов трастов. Что за деньги они использовали при приобретении акций швейцарской фирмы, еще один большой вопрос. Кстати, если Вексельберга и его партнеров обвиняют в создании устойчивой группы, то необходим внятный ответ еще на один вопрос - а не было ли ранее ситуаций, когда какие-то активы через эти структуры направлялись на покупку швейцарских активов с целью их последующей перепродажи русским?

И наконец, контактными персонами (т.е. лицами, уполномоченные давать официальную информацию по сделке) в этой сделке являются господа Дэвид Кальберер и Матиас Кустер. Оба также не граждане Российской Федерации.

Таким образом, к швейцарской сделке имели отношение юридические и физические лица из ряда стран, ни одна из которых не называется Российской Федерацией.

Поэтому было бы неплохо, если бы министр Кудрин представил документальные доказательства того, какие именно из упомянутых офшоров находятся под российской юрисдикцией...

Людмила Телень: Понятно, что таких нет. Но возможно, что российские интересы связаны с какой-то из офшорных компаний?

Андрей Сотник: В таком случае желательно было бы, чтобы господин Кудрин внятно бы объяснил, на каком основании российские активы попали в офшоры и как именно они туда попали, минуя российский бюджет.
XS
SM
MD
LG