Ссылки для упрощенного доступа

Готова ли российская общественность к демократии (Барнаул)


Олег Купчинский: Перенести мумию так называемой ледяной принцессы из Новосибирска на историческую родину - в Горный Алтай - предложил один из членов общественной палаты Алтайского края. Останки этой знатной скифской девушки в 80-е годы нашли в горах в слое вечной мерзлоты и отправили в Институт археологии. Другой общественник призвал губернатора построить на горе Пикет на родине Василия Шукшина огромную фигуру ангела. Об этих экзотических предложениях любят вспоминать чиновники, когда говорят о бесполезности и неэффективности краевой Общественной палаты и о том, что в палате якобы собрались случайные люди. Об этом они говорили и на сессии краевого законодательного собрания, когда депутаты дружно приняли предложенные губернатором изменения в Закон Алтайского края об Общественной палате и отменили принцип ее выборности. Теперь общественников будет назначать губернатор Алтайского края Александр Карлин.
А между тем Общественная палата выносила немало дельных предложений и поднимала острые вопросы - о коррупции, об административных барьерах для бизнеса, о правах человека. Перед новым годом краевые власти решили почти в два раза поднять тарифы на электроэнергию для юридических лиц. Общественники заявили, что это разрушит малый бизнес в регионе, провели экспертизу тарифов и добились того, что власти отказались от планов столь резкого повышения тарифов. Палата защитила и пенсионеров, у которых хотели отобрать право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Все это не нравилось чиновникам. Говорит член обшественной палаты предприниматель Евгения Трощий:

Евгения Трощий: Напряженность начала чувствоваться, когда мы стали те вопросы, начиная с углеснабжения и кончая тарифами. Каждый раз мы вступали в негласную борьбу с Комитетом по финансам, где они были не согласны ни с нашими предложениями, ни с нашими выводами. Как только мы цепляли непосредственно какого-то чиновника и говорили – ты некачественно работаешь, специально или по недосмотру… Коррупционных составляющих во всех этих положениях сколько хочешь. Если это сверху признается, что у нас каждый закон имеет такой коррупционный коридор, по которому разрешительная функция может продаваться как угодно, имея цену! Поэтому мы хотели: первое – навести прозрачность этих схем от тарифов до угля, до продажи недвижимости, до акционирования градоустанавливающих предприятий, начиная от водоканала… Мы же не делили – край, город. Мы, где видели проблему, там и работали.

Олег Купчинский: Это было мнение Евгении Трощий.
Евгения Алексеевна уверена, что власти давно решили изменить принцип формирования палаты, а для этого стали формировать в общественном мнении образ скандального и бесполезного органа, который не может консолидировать общество, а занимается собственными разборками. Причем делали это руками самих членов палаты - тех, кто зависит от чиновников, получая от них гранты и льготные кредиты. Они приходили на заседания и забалтывали любой вопрос, подменяя его несущественным. Или переходили на личности и обвиняли своих коллег в пиаре и политиканстве.
Кульминацией стали выборы кандидата от Алтайского края в федеральную Общественную палату. В администрации края не поддержали кандидатуру руководителя палаты Петра Ковалева, а навязали кандидатуру фермера Владимира Устинова. С ним согласились члены палаты. Но в последний момент отношение к нему в коридорах власти изменилось и к фермеру. И когда делегаты ехали в Новосибирск на окружную конференцию, которая должна была решить, кто будет представлять Сибирь в Москве, прямо в автобусе общественникам объявили, что кандидатуру фермера забраковали из-за неправильно оформленных документов, а надо теперь голосовать за профессора-эколога Михаила Шишина. Многих возмутили эти манипуляции, и они тут же выдвинули альтернативную кандидатуру – ученого и изобретателя Виктора Дворникова. Делегаты окружной конференции не стали ломать голову, какая из алтайских кандидатур легитимнее и прокатили обоих. В итоге в федеральной Общественной палате в третий раз подряд нет представителя Алтайского края.
В знак протеста против вмешательства чиновников в работу палаты ее председатель Петр Ковалев подал в отставку. Обезглавленная палата утонула в спорах и конфликтах, а вскоре власть навела порядок, заменив выборность назначаемостью. Член краевой общественной палаты Сергей Канарев считает, что она от этого только выиграет.

Сергей Канарев: На самом деле, по всей видимости, наше общество еще не до конца зрело для того, чтобы полностью следовать каким-то демократическим процедурам, чтобы в выборные органы попадали люди, которые будут решать те проблемы, которые должен решать этот орган, а не пытаться использовать эту общественную структуру как лоббистский механизм. К сожалению, в том виде Общественная палата, в каком виде она сейчас, она используется как лоббистский механизм для продавливания своих предпринимательских, коммерческих бизнес-интересов.

Олег Купчинский: Это было мнение Сергея Канарева.
Однако многие общественники понимают, что встроенный во властную вертикаль орган не сможет эффективно защищать интересы населения, а станет придатком краевой администрации. Они не стали ждать, одобрит или нет их кандидатуры губернатор, а теперь создают независимую Общественную палату, чтобы реально влиять на положение дел и в экономике, и в общественной жизни. Однако членов новой палаты беспокоит, что власти заранее формируют к ним негативное отношение, а реальную работу по развитию региона подменяют пропагандой своих мнимых достижений. Говорит журналист Валерий Савинков.

Валерий Савинков: На самом деле, на Алтае никогда не было столько денег в сфере контрпропаганды со стороны власти. Деньги, конечно, колоссальные. Число людей, задействованных, очень велико. А результата нет. Кроме того, самый основной результат – это социально-экономические показатели. Если по итогам года (год еще не подведен) у нас реальный подушевой доход упал на 11%, а в среднем по России вырос на 1%. Какая контрпропаганда такой факт может изменить?! Тут хоть запропагандируйся, хоть миллиард на эту пропаганду страви, все равно минус 11% при среднем по России плюс 1%, это будет регион с самым нестабильным общественно-политическим режимом, с самой нестабильной социально-экономической ситуацией.

Олег Купчинский: Это было мнение члена журналиста Валерия Савинкова.
XS
SM
MD
LG