Ссылки для упрощенного доступа

Сможет ли Великобритания прокормить себя самостоятельно


Ирина Лагунина: Экономика Великобритании в холодную погоду терпит огромные убытки. Это вызвано в первую очередь перебоями в работе транспорта. Но серии продолжительных заморозков и снегопадов выявляют и чрезвычайно опасную уязвимость британских заводов и домов в случае перебоев с поставками топлива. С начала года несколько производственных предприятий получили предупреждение о возможном прекращении энергоснабжения. Ну а жители некоторых регионов кинулись в магазины за стратегическими запасами продовольствия. Какие планы вынашивает в связи с этим правительство? Рассказывает Елена Воронцова.

Елена Воронцова: Начало года для жителей Великобритании оказалось полным трудностей. Из-за снегопадов сотни автомобилистов оказались заблокированными на дорогах, поезда ходили с перебоями, десятки авиарейсов были отменены, некоторые аэропорты пришлось закрыть. Едва открывшиеся после рождественских каникул школы во многих графствах пришлось снова закрыть. Представители системы здравоохранения сообщили о беспрецедентном скачке числа пациентов, обратившихся в неотложную помощь из-за травм, полученных на обледенелых дорогах. У многих служащих – в том числе, например, и у машинистов поездов – не было возможности добраться до рабочего места. Те, кому всё-таки удавалось приехать на работу, тратили на дорогу по три часа. Ущерб, который несёт экономика страны за каждый день подобных катаклизмов, оценивается в миллиард фунтов стерлингов.
Однако, эксперты утверждают, что этот ущерб нельзя рассматривать как однозначную потерю для британской экономики в целом, поскольку какая-то часть простоя будет компенсирована в ближайшем будущем. Эксперт Центра Исследований бизнеса и экономики Дуглас МакУильямс подчеркивает, например, что одни предприятия сейчас теряют в обороте из-за простоев или трудностей с транспортом, но другие, напротив, работают эффективнее обычного из-за роста потребления энергии на отопление; другие же наверстают позднее, когда владельцы недвижимости станут думать об утеплении домов. Простой покупатель мог отметить в минувшие дни резкий скачок спроса на соль и лопаты для уборки снега. Кроме того, некоторые фирмы, продающие игрушки, на вопросы о санках отвечали, что принимают заказы лишь на март.
Вопрос, когда нужно, так сказать, готовить сани, занимает сейчас головы многих. Эта зима обещает быть самой холодной за последние 30 лет. После того, как некоторые муниципалитеты были вынуждены сократить расход песка и соли для посыпания дорог, чтобы сэкономить быстро тающие запасы, премьер-министр Великобритании Гордон Браун пообещал провести проверку системы, предусмотренной в стране для подобных случаев.

Гордон Браун: Это исключительное положение. И у многих из вас эти дни есть много поводов для раздражения и беспокойства. Я хочу заверить вас, что правительство сейчас работает вместе со службами экстренной помощи, местными властями и другими учреждениями. Мы делаем всё, что в наших силах, чтобы свести к минимуму перебои и, главное, обеспечить вашу безопасность и отопление домов.
Уже на сегодня свыше 172-х миллионов фунтов было выплачено пенсионерам и инвалидам по схеме доплат в холодную погоду. И в некоторых регионах эти выплаты начаты автоматически, на основании прогноза погоды на ближайшее будущее. Поэтому никто не должен беспокоиться, когда включает отопление. Мы координируем муниципалитеты и способствуем тому, чтобы они делились запасами соли друг с другом.
Мы можем ожидать и скачок в потреблении природного газа. Я хочу заверить вас: поставки газа не заканчиваются. У нас есть запасы в Северном море, и другие источники – в Норвегии и Голландии.

Елена Воронцова: Сказал Гордон Браун в своём обращении к населению. Схема пособий, которую упомянул премьер, вступает в силу, когда температура держится ниже нуля в течение семи дней подряд. Пенсионеры и социально слабые граждане получают деньги на оплату отопления. Для бездомных в Лондоне открыли дополнительные временные ночлежки.
Предприятия, которых поставщики газа попросили временно прекратить его потребление, заблаговременно заключили соответствующие контракты. Согласившись на условие, что в случае необходимости они откажутся от газа, эти фирмы получили более выгодный тариф.
Тем не менее, каждый раз такие предупреждения слишком наглядно показывают уязвимость Британии в случае резкого скачка потребления газа. Собственные запасы в Северном море иссякают. Ещё в 2003-м году Великобритания на 98% обеспечивала свои потребности в природном газе. В 2008-м эта часть составляла 60% и, по прогнозам, к 2018-му только 20 процентов потребляемого газа будет добываться в стране. Это связано не только с уменьшением интенсивности добычи, но и с приростом населения и увеличением темпов потребления.
Правительство давно ведёт речь о проектах, позволяющих хранить больший запас купленного в Северной Европе газа. На сегодня, в случае полного прекращения новых поставок, запасов газа в британских хранилищах хватит всего на 16 дней при средней интенсивности потребления, а в период заморозков это может быть и всего 6 дней. В Германии, например, запасов хватило бы на 73 дня, а во Франции – на 91. Впрочем, в случае в Францией это объясняется тем, что страна живет, в основном, за счет энергии, полученной на атомных электростанциях.
Говорит Джон Бест, глава Комиссии по энергетике восточной Англии:

Джон Бест: То, что у нас не было крупных хранилищ, раньше не представляло проблемы, поскольку газ содержался непосредственно в резервуарах. Однако по мере того, как месторождения газа иссякают, необходимо учитывать нестабильность цен и балансировать этот фактор созданием хранилищ, в дополнение к трубопроводу с континента.

Елена Воронцова: Крупные хранилища позволили бы Англии покупать большие запасы газа по «летним» ценам и продавать газ населению тогда, когда он нужнее.
Недостаточные запасы газа и неудовлетворительный размер хранилищ уже давно стали предметом политической борьбы. Консерваторы критикуют лейбористов за недостаток усилий по созданию благоприятных условий для компаний, заинтересованных в строительстве крупных хранилищ. В то же время создание одного из таких хранилищ под угрозой из-за противостояния местной администрации, принадлежащей все к той же партии Тори. Отдел планирования регионального управления графства Ланкашир, по сведениям газеты Гардиан, готовится выступить с рекомендациями против создания крупного газохранилища в рамках проекта Preesall – руководствуясь соображениями безопасности. И это несмотря на то, что комиссия, ответственная за оценку угрозы здоровью и безопасности населения, ранее одобрила этот проект. Окончательное решение власти графства должны вынести в конце января.
Чем-то похожа ситуация с продовольствием. Из-за снегопадов, холодов и гололедицы множество небольших магазинов не могли пополнить запасы. Перебои с поставками испытали и некоторые супермаркеты. В то же время, покупатели стали затовариваться едой в больших, чем обычно, количествах. Зрелище, знакомое любому, пережившему российские 90-е: пустые полки в магазинах можно было видеть в разных частях парализованной снегом Англии. Британцы постарше вспомнили послевоенные годы, когда продуктов в стране не хватало, и масло и сахар выдавали по карточкам.
Именно о том периоде истории говорит Джулс Притти, профессор, занимающийся проблемами взаимодействия между окружающей средой и обществом в Эссекском университете:

Джулс Притти: Правительство тогда осознало, что проблема нехватки продуктов останется на повестке дня ещё долгое время, люди будут голодать. Выдача ограниченного количества продуктов по карточкам не прекратится до 1954-го. Они пришли к выводу, что всё сельское хозяйство необходимо преобразовать, нужно сконцентрироваться на производстве как можно большего количества продуктов питания как можно скорее. Это было замечательно, и впечатляюще по масштабу.

Елена Воронцова: Однако через несколько лет люди и власти опять стали бить тревогу. Рассказывает Грэм Харви, автор нескольких книг об аграрных технологиях и экологии:

Грэм Харви: Политика, акцентированная на продукции, на объёме, награждала крупных фермеров, которые сильнее других зависели от химикатов, пестицидов и удобрений.
Можно понять почему это произошло, люди тогда считали, что это лёгкий и быстрый способ увеличить производство. И этот эффект был достигнут, но какой ценой! Мы нанесли огромный ущерб окружающей среде, была разрушена среда обитания для несметного количества животных и растений Англии.

Елена Воронцова: В начале января Хилари Бенн, министр Окружающей среды, обнародовал программу, озаглавленную «Еда 2030». По плану правительства, Великобритания должна двигаться в сторону продовольственной самодостаточности. По словам министра, на фоне роста численности населения и изменения климата, изобилие дешёвой еды нельзя принимать как данность.

Хилари Бенн: Продуктовая безопасность так же важна для будущего благополучия нашей страны, как и мировая энергетическая безопасность. Население растёт, за следующие 40 или 50 лет нужно будет прокормить дополнительно ещё 2,5 или 3 миллиарда человек. Мы сталкиваемся с последствиями изменения климата, в Англии было три дождливых лета подряд, им предшествовали два, принесших практически засуху в юго-восточной части страны. В 2008-м мы видели, какое влияние погода и высокие цены на нефть могут оказать на цены на продовольствие. В некоторых странах дошло до бунта.

Елена Воронцова:
Согласно плану правительства, Британия должна вернуться к производству продуктов, но на этот раз без применения химикатов и разрушения почвы. В подготовленном Министерством сельского хозяйства и окружающей среды докладе говорится, что потребитель и те решения, которые он принимает при покупке, стоят в основе будущей экологической и продуктовой безопасности страны

Хилари Бенн: По моему мнению, мы должны предпринять следующие меры: во-первых, мы должны сами производить больше продуктов питания. Во-вторых, мы должны это делать, не нанося ущерб экосистеме. И в-третьих, мы должны следить за тем, чтобы еда, которую мы потребляем, сохраняла наше здоровье.
Немаловажная часть – лучше информировать потребителя. Если люди хотят поддержать идею сильного британского сельского хозяйства, а я надеюсь, у них есть такое желание, то покупка отечественных продуктов - это один из шагов, которые мы можем сделать.
Во-вторых, необходимо намного лучше использовать существующие ресурсы. Например, вода. Если нам грозит в будущем нехватка воды, то важны те способы выращивания урожая, которые требуют меньших затрат воды. Мы вкладываем огромные средства в научные исследования. Например, такая отрасль, как производство клубники, которая стоит 200 миллионов фунтов. Исследование, которое мы частично финансируем, нашло возможность выращивать не менее вкусную клубнику, расходуя намного меньше воды. Такие же способы найдены и в отношении использования удобрений - более бережное обращение с ними, применение правильных количеств в правильных местах приносит плоды.

Елена Воронцова: В обращении к участникам конференции Фермеров в Оксфорде, Хилари Бенн упомянул, как решение простых людей покупать только яйца куриц, живущих в более гуманных условиях (так называемые free-range) изменило рынок. За последние 10 лет предложение free-range яиц выросло почти втрое.

Хилари Бенн: У покупателя всегда есть выбор. Покупать сезонные продукты - это один из шагов, которые мы можем сделать. Кроме того, можно посмотреть и на количество продуктов, которые идут в мусор. Мы выбрасываем огромное количество продуктов. Если мы используем то, что покупаем, это не только позволяет нам самим сэкономить деньги, но и уменьшает выброс газов, вызывающих парниковый эффект. Всё это в руках покупателя, каждый делает свой индивидуальный выбор в магазине.
В Британии лет 20 назад средняя семья тратила около 20 процентов дохода на еду. Сейчас эта цифра чуть ниже 11 процентов. В семьях с низким доходом эта цифра может достигать 15 или 16 процентов. В результате каждый сам в ответе за то, что он ест. И выбор, который мы делаем, непосредственно влияет на наше здоровье и здоровье нашей семьи.
Мы уже на 60 процентов сами обеспечиваем собственные потребности в продуктах. Мы более самодостаточны, чем были в 30е и 50е годы. Для тех, кто занимается фермерством или намеревается работать в этой сфере - это время больших возможностей.

Елена Воронцова: Таковы слова политика. Сегодня, за исключением погодных катаклизмов и недолгих перебоев с поставками, среднему британцу тяжело представить недостаток продовольствия. По-прежнему существенная часть купленных продуктов выбрасывается - семьями, ресторанами и магазинами. Пока ещё не падает спрос на книги о диетах и на «таблетки для похудения». А на общее представление о том, сколько человеку нужно еды и какой она должна быть, оказывает сильное влияние маркетинг.
Что касается производителей продуктов, то и сегодня многие фирмы находят более выгодным, вырастив редиску в Британии, отвезти её в Польшу для мытья и в Португалию для упаковки, чтобы вернуть и продавать дома. Рынок работает по своим законам, и еда, привезённая из далёких стран (иногда даже тех, где голодают дети и куда идёт продовольственная помощь), оказывается дешевле, чем произведённая в Британии. Идея регулирования рынка никогда не казалась британцам популярной.
Вот мнение Роуз Принс, автора кулинарных книг и колонки в «Дейли Телеграф»

Роуз Принс: Самая важная задача для правительства сегодня: это убедить супермаркеты относиться более ответственно к тому, что они закупают. Они дают направление рынку, покупатели здесь не при чём. Я считаю, здесь нельзя рассчитывать на покупателя, нельзя всегда ожидать, что потребитель принимает сознательные решения. На потребителя постоянно воздействуют реклама и маркетинг, потребитель не решает, что будет продаваться в супермаркетах, это миф.

Елена Воронцова: Партия консерваторов сегодня предлагает учредить пост омбудсмена по супермаркетам, для регулирования конфликтов между продавцами продуктов и британскими производителями.
Представители Фермерского союза Великобритании поддержали план «Еда 2030», который представил министр окружающей среды Хилари Бенн , добавив, что необходимо принять закон, поддерживающий британских производителей.
XS
SM
MD
LG