Ссылки для упрощенного доступа

Почему сиротам, закончившим учебу в интернате, негде жить (Саранск)


Игорь Телин: Около десяти лет назад в Мордовии был принят региональный закон о поддержке сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закон более чем актуальный. К концу 90-х в регионе возросло число ребят, оставшихся без родителей, находящихся в домах малютки, детских домах и домах-интернатах. Местные власти решили разделить ответственность за их воспитание с обществом. От государства – деньги, от общества, то есть граждан – заботы о воспитании.
Реализация закона принесла удивительные результаты – значительно опустели мордовские интернаты. Многие жители республики стали приемными родителями, создали патронатные семьи, усыновили ребят. Приемные семьи стали популярными, в первую очередь, в сельских районах республики, что связано с экономикой. Закон подразумевает материальную поддержку родителей. В итоге приемные матери получают суммы, сопоставимые с зарплатами доярок, например. Иная ситуация в городах, воспитанникам местных детских домов труднее попасть в приемные семьи. К тому же, многое зависит еще и от возраста ребят. Те, кому сейчас 14-15 лет, более чем вероятно выйдут в большую жизнь не из семьи, пусть даже приемной, а из стен интерната. Педагоги делают многое, чтобы к этому их воспитанники были готовы.
Рузаевский дом-интернат, здесь живут и учатся около ста детей. Помимо уроков по программе общеобразовательной школы ребята посещают занятия по профессиональной подготовке. Девочки получают профессии швей. Пока же шьют не только шторы и гардины и постельное белье для самого интерната, но даже и одежду для своих сверстников. Дина Котова – одна из лучших местных мастериц.

Дина Котова: Многое можно сделать для себя. В комнату очень красивые занавески мы шьем. Я считаю, что это нужное дело, особенно, для девочек.

Игорь Телин: Директор интерната Александр Федотов признает, что подобная практика позволяет социальному учреждению экономить и перенаправлять деньги на другие статьи интернатовского бюджета – питание и отдых, например.

Александр Федотов: Помимо того, что это выражено в рублях, в сотнях рублях, здесь, конечно, цель преследуется помимо экономии – научить наших девчонок с тем, чтобы они знали цену труда, знали, что прекрасно и красиво могут шить это сами. Я абсолютно уверен, что многие наши девчонки станут хорошими женами, хорошими хозяйками, где в доме у них будет все прекрасно и красиво.

Игорь Телин: А вот со своим домом как раз все не просто. И тут нужно снова вспомнить закон о поддержке детей-сирот, с которого, собственно, я и начинал этот репортаж. Государство гарантирует детям-сиротам бесплатное получение собственного жилья после того, как ребенок заканчивает какое-либо учебное заведение и вступает во взрослую жизнь. По закону, жилье должно быть пригодным для проживания, и обязанность исполнения гарантий государства возложена на исполнительную власть на местах.
Воспитанница Рузаевского детского дома Татьяна Влобцова эти требования закона тоже прекрасно знает. После детдома она поступила в колледж и стала собирать документы на получение квартиры заранее. Однако действительность, как оказалось, имеет мало общего с законом.

Татьяна Влобцова: Документы направили в город – жди, тебя оповестят. Я говорю, а в случае чего, если возникнут вопросы, куда можно обратиться? Я знаю, говорят, жди.

Игорь Телин: Три года назад Татьяна закончила колледж, три года уже должна иметь собственное жилье, это по закону. В действительности же – скитания по общежитиям, съемные квартиры, на которые уходит значительная часть заработка Татьяны. По словам девушки, в таком же положении находится не один десяток бывших выпускников Рузаевского детского дома. А если учесть, что в республике совсем не одно подобное социальное учреждение, то счет сирот, не имеющих жилья, уже идет на сотни. В правительстве республики признают – обеспечить всех жильем пока не можем, не хватает денег. Однако, по словам заведующей сектором аппарата правительства Мордовии Галины Лычевой, ситуацию по жилью для Татьяны Влобцовой она берет под особый контроль.

Галина Лычева: Будет проведен анализ этой очереди, кто впереди Татьяны стоит в очереди. Если там есть дети, которые еще не достигли совершеннолетия, то посмотрим, какая будет Татьяна у нас по очереди. Конечно, будет рассматриваться вопрос, как возможно решить его в более кратчайшие сроки.

Игорь Телин: Между тем, решение проблемы Татьяны – капля в море. На сегодня 400 детей-сирот Мордовии уже подали документы на получение жилья, еще 800 не определились со своим решением – или квартира, или деньги – 874 тысячи рублей – для самостоятельной покупки квартиры или строительства дома. Вот только денег-то у республиканских властей на это нет. Или почти нет – выделенные на год 24 миллиона рублей позволят обеспечить жильем только тридцать человек.
XS
SM
MD
LG