В России останется неизменным режим тандемократии. Мэр Тбилиси называет условие отказа Грузии от вступления в НАТО. Особенности распродаж в российских магазинах и миссионерской деятельности в России – таковы темы обзора российских еженедельников.
Еженедельник "Коммерсантъ Власть" прогнозирует, что в 2010 в России останется неизменным режим тандемократии, установленный весной 2008 года. По-настоящему рассорить Дмитрия Анатольевича с Владимиром Владимировичем могло бы, наверное, только их твердое желание участвовать в следующих президентских выборах. Но решать этот вопрос они в любом случае будут не раньше второй половины 2011 года, когда начнется кампания по выборам в Госдуму.
Бесконфликтной работе тандема должно поспособствовать и завершившееся разграничение полномочий между его членами: поскольку сферы ответственности президента и премьера практически не пересекаются, то и делить им по большому счету нечего. И пока у Медведева есть модернизация, а у Путина — борьба с кризисом (которая, даже если не будет второй волны, явно не ограничится одним 2010 годом), на чужие делянки они вряд ли позарятся.
Еще одна гарантия мирного сосуществования двух лидеров — неуклонное сокращение их совместного присутствия в публичном пространстве. С 2008 года изменился сам смысл публичных встреч двух первых лиц государства. Если раньше эти мероприятия убедительно доказывали, кто в стране хозяин, то теперь они должны лишний раз подчеркивать фактическое равенство членов тандема, не зависящее от формальных различий в их конституционном статусе" – считает "Коммерсантъ Власть".
Хотя первый тур украинских выборов на момент выхода номера The New Times был уже позади, журнал предполагает, что его результаты вряд ли кого-то удивили. По-настоящему судьба украинского президентства решится 7 февраля, во втором туре. За пять лет главные фигуры на украинской политической сцене поменялись местами, но остались теми же. Судя про всему, Виктор Ющенко, Виктор Янукович и Юлия Тимошенко будут и дальше влиять на судьбы страны. The New Times попытался разобраться, чем эти политики заслужили популярность, в чем проштрафились, и чего ждать от них России и Европе.
Журнал "Руссский Newsweek" в первом номере 2010 года публикует интервью с мэром Тбилиси Гиги Угулавой, вынося в заголовок цитату: "Если Россия выведет войска, Грузия откажется от вступления в НАТО".
Мэра Тбилиси в Грузии считают потенциальным преемником президента Михаила Саакашвили. В интервью корреспонденту Newsweek Угулава объяснил, что Путин слишком большой человек для "мелких шажочков" и предположил, что грузинские товары могут вернуться в Россию через Таможенный союз.
- К сожалению, российская бюрократия гораздо сильнее, чем политическая воля, - говорит мэр Тбилиси. - Если Россия хочет диалога, нужно разговаривать с правительством. И первый вопрос, без решения которого не обойтись, - это деоккупация 20% наших территорий, занятых российскими войсками в августе 2008 года.
Россия тогда реально показала, что все ее лозунги о защите Южной Осетии - всего лишь предлог. Реальной целью было свержение власти в Грузии. Это была фатальная ошибка со стороны российского руководства, так же как и провозглашение независимости Абхазии и Южной Осетии. Ваша страна сама создала опасный прецедент. Я не желаю этого России, но это вернется бумерангом. Можно только сожалеть, что такое большое государство как Россия принимает такие импульсивные решения, - подчеркивает мэр Тбилиси в интервью журналу "Русский Newsweek".
"Коммерсантъ Власть" напоминает, что начало работы таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии ознаменовалось громким торговым конфликтом России и Белоруссии. Судя по тому, как устроены экономические отношения в новом союзе, конфликт будет не последним, - считает еженедельник.
Хорошо известно, что на протяжении всего периода независимости Белоруссии Россия фактически субсидировала республику. Субсидии, в основном косвенные, принимали разные формы. Прежде всего это были льготные поставки энергоносителей в объемах, которые значительно превышают внутренние потребности Белоруссии, составляющие 5–6 млн т нефти в год (республика сама добывает около 1,7 млн т). Получал же Минск ежегодно более 20 млн т.
Пока не существовало Таможенного союза, Россия взимала таможенную пошлину на всю нефть, которая продавалась соседу, однако ее ставка составляла менее 35% от российской. Кроме того, Минск имел право распоряжаться нефтепродуктами по своему усмотрению. Естественно, они поставлялись в европейские страны, которые платили твердой валютой. А заниженная пошлина позволяла белорусскому бюджету экономить от $2,5 млрд до $3 млрд в год в зависимости от цены на нефть. Без этих денег правительство Лукашенко вряд ли могло бы успешно функционировать. В Москве об этом прекрасно знали и шли на это совершенно сознательно.
Казалось бы, поэтапное начало работы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана должно было закрепить устоявшуюся практику. Однако все вышло иначе: Таможенный кодекс нового союза вошел в противоречие с действующим российско-белорусским межгосударственным договором.
Согласно договору, определяющему принципы поставки нефти Минску в 2007–2010 годах, Москва обязана закачивать соседу те самые 20 млн т нефти, сохраняя льготную пошлину. В то же время в Таможенном кодексе тройственного союза (он должен вступить в силу с 1 июля, а его составная часть, единый таможенный тариф, уже действует с 1 января) прямо указывается, что внутри союза товары экспортными пошлинами не облагаются, это происходит при вывозе за пределы союза, причем пошлина выплачивается стране-производителю.
Естественно, Минск попытался истолковать это положение выгодным для себя способом и потребовал беспошлинной поставки всех 20 млн т нефти, ведь внутри союза экспортных пошлин быть не может. Москва в ответ указала, что большую часть нефти Белоруссия экспортирует на Запад, и выдвинула встречное предложение: беспошлинно поставлять только 5–6 млн т для внутрибелорусских нужд, а за оставшиеся 14–15 млн т взимать пошлину не по прежней льготной ставке, а в полном объеме, ведь нефть отправляется в Европу. В Белоруссии от этого предложения, разумеется, не пришли в восторг. Сейчас полная ставка составляет $267 за тонну, и, если ее придется платить за 14–15 млн экспортных тонн, это обойдется бюджету дополнительно более чем в $3 млрд даже несмотря на то, что остальная нефть достанется беспошлинно.
Чем закончится этот конфликт, предсказать несложно: сохранением статус-кво. У Москвы нет других способов поддержки белорусского режима, кроме неявных субсидий. Уменьшить их одним движением на несколько миллиардов долларов — это неоправданный политический риск. Но и предоставлять Минску дополнительные нефтяные преференции еще не оправившиеся от кризиса российские власти тоже явно не собираются, - уверен "Коммерсантъ Власть".
The New Times напоминает, что 31 декабря Общественная наблюдательная комиссия Москвы направила отчет о расследовании обстоятельств смерти Сергея Магнитского президенту России, в Генпрокуратуру, Минюст и другие инстанции. По мнению комиссии, случай надо рассматривать как нарушение права на жизнь. В отчете есть фамилии должностных лиц, которые виновны в гибели Магнитского. Официальных ответов пока нет. Зато, смерть юриста уже стала катализатором для тюремной реформы, которая неспешно тянулась с лета 2009 года. Уволено более 20 высокопоставленных чиновников, готовится законопроект, который должен изменить практику применения досудебного ареста, официально признана необходимость пересмотра условий медицинского обслуживания в тюрьмах – пишет еженедельник The New Times.
Журнал "Коммерсантъ Деньги" напоминает, что год назад среди кризисных бед оптимисты находили и плюсы: из-за падения спроса распродажи в магазинах стали привлекательнее. Но розница стала осторожнее, лишнего уже не закупала, и слишком щедрых скидок этой зимой нет. В условиях резко упавшего спроса розница старалась поскорее расстаться с избыточным товаром, который закупался еще до того, как жизнь заставила покупателей экономить.
Избалованный покупатель в магазин идет охотно. Но, хотя сами продавцы об этом предпочитают не говорить, магазины уменьшили объемы закупок, стали осторожнее относиться к новым коллекциям — потому и не так боятся не распродать товар. Многие магазины не решаются закупать самые свежие модели, потому что нет денег, не продано старое и велики риски, что не будут покупать по высокой цене и новое. Все очень испуганы — даже магазины мировых сетей.
Впрочем, не все магазины готовы отдавать свои товары почти даром. Большие скидки выставляет самый нижний — массовый сегмент розницы. А премиальные марки иногда вообще не снижают цены на товарные остатки. В мире роскоши сделать люксовый товар доступнее — значит рубить сук, на котором сидишь: покупатель-сноб может не пойти в магазин, если товары в нем становятся по карману клиентам победнее – пишет "Коммерсантъ Деньги".
"Руссский Newsweek" сообщает, что в Государственной Думе с подачи Министерства юстиции готовят поправки к закону о свободе совести, которые ограничат миссионерскую деятельность. В российском юридическом языке термина "секта" нет. Поэтому и в поправках к закону о свободе слова, которые готовит Экспертный совет по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте о сектах — ни слова.
Новый термин поправкой не введешь — нужен новый закон. Но на его подготовку нужно больше времени, а проблема требует немедленного решения. Официальной статистики по числу людей вовлеченных в секты нет: по разным оценкам таких от 800 тысяч до 1,5 млн. В первых рядах мормоны — Церковь последнего завета, Свидетели Иеговы — "Общество Сторожевой башни", сайентологи, "Движение объединения" Сан Мен Муна, "Общество сознания Кришны".
"Поступает огромное количество жалоб от населения. По всей России проходят громкие судебные дела, связанные с деятельностью сект. Невозможно это игнорировать", — объясняет главный "сектовед" Александр Дворкин. Поэтому с сектантством борются не напрямую, а "ужесточая ответственность за миссионерскую деятельность религиозных объединений" – подчеркивает "Руссский Newsweek".
Еженедельник "Коммерсантъ Власть" прогнозирует, что в 2010 в России останется неизменным режим тандемократии, установленный весной 2008 года. По-настоящему рассорить Дмитрия Анатольевича с Владимиром Владимировичем могло бы, наверное, только их твердое желание участвовать в следующих президентских выборах. Но решать этот вопрос они в любом случае будут не раньше второй половины 2011 года, когда начнется кампания по выборам в Госдуму.
Бесконфликтной работе тандема должно поспособствовать и завершившееся разграничение полномочий между его членами: поскольку сферы ответственности президента и премьера практически не пересекаются, то и делить им по большому счету нечего. И пока у Медведева есть модернизация, а у Путина — борьба с кризисом (которая, даже если не будет второй волны, явно не ограничится одним 2010 годом), на чужие делянки они вряд ли позарятся.
Еще одна гарантия мирного сосуществования двух лидеров — неуклонное сокращение их совместного присутствия в публичном пространстве. С 2008 года изменился сам смысл публичных встреч двух первых лиц государства. Если раньше эти мероприятия убедительно доказывали, кто в стране хозяин, то теперь они должны лишний раз подчеркивать фактическое равенство членов тандема, не зависящее от формальных различий в их конституционном статусе" – считает "Коммерсантъ Власть".
Хотя первый тур украинских выборов на момент выхода номера The New Times был уже позади, журнал предполагает, что его результаты вряд ли кого-то удивили. По-настоящему судьба украинского президентства решится 7 февраля, во втором туре. За пять лет главные фигуры на украинской политической сцене поменялись местами, но остались теми же. Судя про всему, Виктор Ющенко, Виктор Янукович и Юлия Тимошенко будут и дальше влиять на судьбы страны. The New Times попытался разобраться, чем эти политики заслужили популярность, в чем проштрафились, и чего ждать от них России и Европе.
Журнал "Руссский Newsweek" в первом номере 2010 года публикует интервью с мэром Тбилиси Гиги Угулавой, вынося в заголовок цитату: "Если Россия выведет войска, Грузия откажется от вступления в НАТО".
Мэра Тбилиси в Грузии считают потенциальным преемником президента Михаила Саакашвили. В интервью корреспонденту Newsweek Угулава объяснил, что Путин слишком большой человек для "мелких шажочков" и предположил, что грузинские товары могут вернуться в Россию через Таможенный союз.
- К сожалению, российская бюрократия гораздо сильнее, чем политическая воля, - говорит мэр Тбилиси. - Если Россия хочет диалога, нужно разговаривать с правительством. И первый вопрос, без решения которого не обойтись, - это деоккупация 20% наших территорий, занятых российскими войсками в августе 2008 года.
Россия тогда реально показала, что все ее лозунги о защите Южной Осетии - всего лишь предлог. Реальной целью было свержение власти в Грузии. Это была фатальная ошибка со стороны российского руководства, так же как и провозглашение независимости Абхазии и Южной Осетии. Ваша страна сама создала опасный прецедент. Я не желаю этого России, но это вернется бумерангом. Можно только сожалеть, что такое большое государство как Россия принимает такие импульсивные решения, - подчеркивает мэр Тбилиси в интервью журналу "Русский Newsweek".
"Коммерсантъ Власть" напоминает, что начало работы таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии ознаменовалось громким торговым конфликтом России и Белоруссии. Судя по тому, как устроены экономические отношения в новом союзе, конфликт будет не последним, - считает еженедельник.
Хорошо известно, что на протяжении всего периода независимости Белоруссии Россия фактически субсидировала республику. Субсидии, в основном косвенные, принимали разные формы. Прежде всего это были льготные поставки энергоносителей в объемах, которые значительно превышают внутренние потребности Белоруссии, составляющие 5–6 млн т нефти в год (республика сама добывает около 1,7 млн т). Получал же Минск ежегодно более 20 млн т.
Пока не существовало Таможенного союза, Россия взимала таможенную пошлину на всю нефть, которая продавалась соседу, однако ее ставка составляла менее 35% от российской. Кроме того, Минск имел право распоряжаться нефтепродуктами по своему усмотрению. Естественно, они поставлялись в европейские страны, которые платили твердой валютой. А заниженная пошлина позволяла белорусскому бюджету экономить от $2,5 млрд до $3 млрд в год в зависимости от цены на нефть. Без этих денег правительство Лукашенко вряд ли могло бы успешно функционировать. В Москве об этом прекрасно знали и шли на это совершенно сознательно.
Казалось бы, поэтапное начало работы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана должно было закрепить устоявшуюся практику. Однако все вышло иначе: Таможенный кодекс нового союза вошел в противоречие с действующим российско-белорусским межгосударственным договором.
Согласно договору, определяющему принципы поставки нефти Минску в 2007–2010 годах, Москва обязана закачивать соседу те самые 20 млн т нефти, сохраняя льготную пошлину. В то же время в Таможенном кодексе тройственного союза (он должен вступить в силу с 1 июля, а его составная часть, единый таможенный тариф, уже действует с 1 января) прямо указывается, что внутри союза товары экспортными пошлинами не облагаются, это происходит при вывозе за пределы союза, причем пошлина выплачивается стране-производителю.
Естественно, Минск попытался истолковать это положение выгодным для себя способом и потребовал беспошлинной поставки всех 20 млн т нефти, ведь внутри союза экспортных пошлин быть не может. Москва в ответ указала, что большую часть нефти Белоруссия экспортирует на Запад, и выдвинула встречное предложение: беспошлинно поставлять только 5–6 млн т для внутрибелорусских нужд, а за оставшиеся 14–15 млн т взимать пошлину не по прежней льготной ставке, а в полном объеме, ведь нефть отправляется в Европу. В Белоруссии от этого предложения, разумеется, не пришли в восторг. Сейчас полная ставка составляет $267 за тонну, и, если ее придется платить за 14–15 млн экспортных тонн, это обойдется бюджету дополнительно более чем в $3 млрд даже несмотря на то, что остальная нефть достанется беспошлинно.
Чем закончится этот конфликт, предсказать несложно: сохранением статус-кво. У Москвы нет других способов поддержки белорусского режима, кроме неявных субсидий. Уменьшить их одним движением на несколько миллиардов долларов — это неоправданный политический риск. Но и предоставлять Минску дополнительные нефтяные преференции еще не оправившиеся от кризиса российские власти тоже явно не собираются, - уверен "Коммерсантъ Власть".
The New Times напоминает, что 31 декабря Общественная наблюдательная комиссия Москвы направила отчет о расследовании обстоятельств смерти Сергея Магнитского президенту России, в Генпрокуратуру, Минюст и другие инстанции. По мнению комиссии, случай надо рассматривать как нарушение права на жизнь. В отчете есть фамилии должностных лиц, которые виновны в гибели Магнитского. Официальных ответов пока нет. Зато, смерть юриста уже стала катализатором для тюремной реформы, которая неспешно тянулась с лета 2009 года. Уволено более 20 высокопоставленных чиновников, готовится законопроект, который должен изменить практику применения досудебного ареста, официально признана необходимость пересмотра условий медицинского обслуживания в тюрьмах – пишет еженедельник The New Times.
Журнал "Коммерсантъ Деньги" напоминает, что год назад среди кризисных бед оптимисты находили и плюсы: из-за падения спроса распродажи в магазинах стали привлекательнее. Но розница стала осторожнее, лишнего уже не закупала, и слишком щедрых скидок этой зимой нет. В условиях резко упавшего спроса розница старалась поскорее расстаться с избыточным товаром, который закупался еще до того, как жизнь заставила покупателей экономить.
Избалованный покупатель в магазин идет охотно. Но, хотя сами продавцы об этом предпочитают не говорить, магазины уменьшили объемы закупок, стали осторожнее относиться к новым коллекциям — потому и не так боятся не распродать товар. Многие магазины не решаются закупать самые свежие модели, потому что нет денег, не продано старое и велики риски, что не будут покупать по высокой цене и новое. Все очень испуганы — даже магазины мировых сетей.
Впрочем, не все магазины готовы отдавать свои товары почти даром. Большие скидки выставляет самый нижний — массовый сегмент розницы. А премиальные марки иногда вообще не снижают цены на товарные остатки. В мире роскоши сделать люксовый товар доступнее — значит рубить сук, на котором сидишь: покупатель-сноб может не пойти в магазин, если товары в нем становятся по карману клиентам победнее – пишет "Коммерсантъ Деньги".
"Руссский Newsweek" сообщает, что в Государственной Думе с подачи Министерства юстиции готовят поправки к закону о свободе совести, которые ограничат миссионерскую деятельность. В российском юридическом языке термина "секта" нет. Поэтому и в поправках к закону о свободе слова, которые готовит Экспертный совет по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте о сектах — ни слова.
Новый термин поправкой не введешь — нужен новый закон. Но на его подготовку нужно больше времени, а проблема требует немедленного решения. Официальной статистики по числу людей вовлеченных в секты нет: по разным оценкам таких от 800 тысяч до 1,5 млн. В первых рядах мормоны — Церковь последнего завета, Свидетели Иеговы — "Общество Сторожевой башни", сайентологи, "Движение объединения" Сан Мен Муна, "Общество сознания Кришны".
"Поступает огромное количество жалоб от населения. По всей России проходят громкие судебные дела, связанные с деятельностью сект. Невозможно это игнорировать", — объясняет главный "сектовед" Александр Дворкин. Поэтому с сектантством борются не напрямую, а "ужесточая ответственность за миссионерскую деятельность религиозных объединений" – подчеркивает "Руссский Newsweek".