Ссылки для упрощенного доступа

Есть ли будущее у алтайского Союза писателей (Барнаул)


Олег Купчинский: Несколько лет назад во время празднования очередной годовщины со дня рождения Василия Шукшина на его родине в селе Сростки, на горе Пикет рухнула сцена, на которой находились гости праздника – чиновники, артисты и литераторы. К счастью, никто не пострадал, но некоторые увидели в этом скрытый смысл – мол, Шукшин мстит за то, что его превратили в идола, а дни его памяти стали показухой, кампанейщиной и политиканством. С тех пор ничего не изменилось в сценарии праздника, кроме того, что он стал, пожалуй, еще более политизированным.
В минувшем году на Алтае отмечали 80-летие великого земляка. И губернатор Александр Карлин, который ожидал своего переназначения, постарался извлечь из этого события максимум пользы. Он сам и другие чиновники пошли в школы проводить уроки Шукшина, помещали в местных газетах огромные статьи о писателе. Контролируемые властью руководители газет из репортажей о праздновании юбилея Шукшина убирали живые детали и вставляли цитаты губернатора. Не отставали и писатели, соревнуясь за губернаторские гранты и премии в области литературы.
Вся эта шумиха формально была посвящена Шукшину, но фактически – прославляла губернатора Карлина как своеобразного преемника великого земляка, так считает член союза писателей России, кандидат политологических наук Михаил Гундарин.

Михаил Гундарин: Шукшинские чтения проводятся в формате, который понятен и угоден начальству местному. Шутили, что такое социалистический реализм? Это умение льстить начальству в приятной для него форме. Сейчас то же самое. За основу берется не развитие культуры, а ее замораживание. Застывшие формы. И это замораживание культуры часто предваряет замораживание политическое. Не случайно отмена выборов губернаторов и замораживание культуры связаны между собой.

Олег Купчинский: Это было мнение литератора и политолога Михаила Гундарина.
На Алтае долгие годы существовали аж три творческих союза писателей. И все они до недавнего времени враждовали друг с другом. Литературы бьются не столько за читателя, сколько за близость к власти и бюджетное финансирование. Есть два литературных журнала – "Алтай" и "Барнаул". Но это не тот случай, когда не продается вдохновение, но можно рукопись продать. Журналы распространяются бесплатно, и трудно оценить, насколько в отсутствии реального рыночного спроса эти произведения находят своего читателя. Вокруг каждого журнала – свой круг авторов. Они критикуют друг друга и стараются доказать чиновникам свою значимость и ценность.
Новый руководитель краевой писательской организации Валерий Тихонов пытается всех примирить. Он десять лет подряд занят пропагандой алтайской литературы – издает на деньги спонсоров литературные сборники, проводит литературные чтения, где авторы и он сам не получают никакого гонорара, рассматривая свои сборники как своеобразный подарок Барнаулу. И последние полгода краевая писательская организация - впервые за 58 лет своей истории - работала бесплатно. Хотя Тихонов надеется, что будет возобновлено бюджетное финансирование на содержание штата и на издание книг. А для этого нужна как минимум лояльность. Говорит Валерий Тихонов:

Валерий Тихонов: Для того чтобы все это продолжалось – издание книжных серий и других книг, чтобы чтения проходили, - для этого нужна серьезная работа штата во главе с руководителем. Вот я избран. А с чего мне начинать? А с кем мне работать?

Олег Купчинский: Михаил Гундарин с ним не согласен. Он считает, что в отсутствие четких критериев оценки, власть будет поддерживать либо бездарные произведения, либо прославляющие власть, а часто это одно и то же. Вскоре после шукшинских дней в алтайской литературе произошло еще одно важное событие – существовавшие три региональных писательские организации были губернатором Карлиным упразднены, а на их месте был создан один Дом литераторов – организация, финансируемая из регионального бюджета. Однако неясно, по каким критериям те или иные произведения будут поддерживаться на деньги налогоплательщиков из и без того урезанного краевого бюджета.
А пока одни ищут счастья в кабинетах чиновников, на Алтае выросло целое поколение молодых и талантливых авторов, которые пытаются завоевать успех у читателя. Одна из них Анна Никольская-Эксели. Литературе девочка училась в Москве, а искусству дизайна – в Англии. Анна пишет детские сказки, становится победителем всероссийских и международных конкурсов. А книга "По Зашкафью кувырком", написанная совместно с американским писателем Марком Лиддлом, имеет издательский успех в США. Однако для Анны Никольской-Эксели путь к успеху был непрост.

Анна Никольская-Эксели: У нас особо не налетаешься в Москву. Поэтому приходится общаться через интернет – рассылать письма. Наверное, на сотню писем, которые я разослала, пять ответов приходит. Шансы минимальные. Конечно, я публикуюсь, потому что я настырная. Сейчас под мои книги пускают новую серию. Московское детское издательство. Они посмотрели мои книги – это "Город собак", "Приключения черной таксы" – и решили сделать новую серию, которая называется "Тузик, Мурзик и другие" о братьях наших меньших. Буквально на этой неделе уже выходит книга. Она появится в продаже в Москве.

Олег Купчинский: Однако когда Анна захотела вступить в краевую писательскую организацию, ей было отказано. Чиновники от литературы решили, что девушке не хватает мастерства.
XS
SM
MD
LG