Ссылки для упрощенного доступа

Зимние каникулы для АвтоВАЗа


Ветеран АвтоВАЗа Юрий Целиков
Ветеран АвтоВАЗа Юрий Целиков
С 28 декабря стотысячный коллектив Волжского автозавода уходит на новогодние каникулы, которые продлятся по 10 января будущего года.

Новогодние каникулы работающие на Волжском автозаводе тольяттинцы встречают с непраздничным настроением. Люди говорят, что радоваться особо нечему. Тринадцать дней простоя заводского конвейера - это тринадцать дней без зарплаты. По условиям трудового договора, рабочим сегодня оплачивают только отработанное у конвейера время. Средняя зарплата рабочего на автозаводе - 6 тысяч рублей. Зарплату выплачивают стабильно, на заводе можно купить дешевые макароны и хлеб.

У гастронома в центре Тольятти беседую с Ольгой Кузнецовой. Ветеран автозавода, Ольга Андреевна собирала еще первые модели "Жигулей", работала инженером и ушла на пенсию нынешним летом. "Думала, внук будет работать, но его сократили", - рассказывает Ольга Кузнецова:

- Я сейчас внука встретила. Работы нет. Он бы работал, он нужен, он мастером работает. Больше нет завода. Если где-то работа, то многие берут приезжих, чтобы меньше платить, а не наших. Зачем они нам? У нас своя рабочая сила.

Большие надежды на возрождение былой мощи предприятия ветераны автозавода связывали с назначением в октябре этого года президентом АвтоВАЗа опытного экономиста Игоря Комарова и избранием председателем совета директоров завода генерального директора КамАЗа Сергея Когогина. Говорит ветеран Волжского Автозавода Юрий Целиков:
Потребителя поддерживать надо, а не дурную команду на сегодняшнем сомнительном производстве. Ситуация на ВАЗе требует немедленных грамотных оперативных решений

- Государство уже истратило деньги на бездарную поддержку неэффективных действий. Если бы их направили на потребителя, на оживление спроса, как делает Ангела Меркель, как делают в других странах… Потребителя поддерживать надо, а не дурную команду на сегодняшнем сомнительном производстве. Ситуация на ВАЗе требует немедленных грамотных оперативных решений. Сегодня самая большая трагедия Волжского автозавода – когда присылают сюда спасателей и специалистов, компьютеризируя, устанавливая великолепное импортное оборудование, приглашая консультантов, консалтинговые фирмы. Это все равно что решать вопрос, как лучше откачивать воду из тонущего судна, при этом не заделывая пробоины.

Пока ветераны предприятия оценивают работу новых топ-менеджеров, на автозаводе продолжаются сокращения. С весны этого года с АвтоВАЗа сокращено более пятнадцати тысяч человек. Многие попавшие под сокращение - люди с высшим образованием. Многие вынуждены были презреть труд интеллектуальный и по направлению службы трудоустройства устроиться дворниками и садовниками. Так сделал и Андрей Федоров. Мужчина 10 лет работал инженером на ВАЗе, а теперь подметает улицы одного из тольяттинских микрорайонов. По его словам, на автозаводе сейчас много рабочих из ближайших к Тольятти деревень:

- Это переходный этап. Рабочим сейчас очень сложно. Намного сложнее, чем в предыдущие годы. Сейчас очень мало кто идет работать по профессии, по специальности. Простому человеку трудно, конечно.

Как рассказал 25 декабря журналистам аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын, общий долг АвтоВАЗа на 1 декабря составил 80 миллиардов рублей, включая 25 миллиардов рублей госпомощи. По мнению аудитора, автозавод может вернуть государству средства господдержки не ранее, чем через три года. При нынешнем руководстве Волжский автозавод – бесперспективное для Самарского региона предприятие - считает правозащитник Александр Лашманкин:
Государство, которое делает очень крупные денежные вливания в завод, хочет оно того или не хочет, будет принимать все большее участие в управлении предприятием

- АвтоВАЗ вошел в 2009 год и выходит из него с тем же самым Рособоронэкспортом. В чем сила этой конторы? Может быть, в близости к Путину или, может быть, в том, что она является опорой Путина? Речь идет о том, что государство, которое делает очень крупные денежные вливания в завод, хочет оно того или не хочет, будет принимать все большее участие в управлении предприятием.

В этом смысле странно выглядит роль Рособоронэкспорта. Это чисто коммерческое предприятие. Формально оно владеет четвертью пакета акций ОАО "АвтоВАЗ" и фактически полностью распоряжается предприятием как собственник. Хотя имеются другие акционеры и заинтересованные лица. Очевидно, что завод фактически является банкротом. Я думаю, что предприятию может помочь изменение организационно-правовой формы. Завод должен стать казенным предприятием или государственно-унитарным предприятием. Если бы я полагал, что коллектив завода готов, а определить это может только сам коллектив, я бы призвал к преобразованию завода в народное предприятие. Но, видимо, это дело будущего.

Рособоронэкспорт и правительство должны сесть за стол переговоров с подлинными представителями трудового коллектива, с независимыми профсоюзами "Единство", "Солидарность", Советом ветеранов завода. Очевидно, что выбрана неверная стратегия поддержки завода. Вместо того чтобы стимулировать покупателя продукции, средства отдают в руки управленцам из Рособороны. АвтоВАЗ жизненно необходим для нашей страны и для Самарской области. Без него нас ждет сползание в яму полной деиндустриализации, из которой возврата уже не будет.

В ноябре для трудоустройства сокращаемых с основного производства сотрудников пенсионного и предпенсионного возраста на Волжском автозаводе были созданы две дочерние компании - "АвтоВАЗ Перспектива" и "Реформингцентр". По заявлению вице-премьера правительства Игоря Шувалова, работу в новых компаниях после переобучения получат более 15 тысяч сокращенных с АвтоВАЗа сотрудников. Однако простые вазовцы не верят в такую перспективу. Говорит работница автозавода Марина (фамилию она просила не называть):

- Даже и с образованием очень мало работы. Все упирается, наверное, в дороговизну. Цены высокие, а работы не хватает. И не хватает средств к существованию.
Как сказал президент Медведев, можно кого-то и посадить за разграбление Волжского автозавода. Тогда поверят

Ассортимент питания в семье рабочего Волжского автозавода сегодня прост - картошка да квашеная капуста. Из-за нищеты и нехватки денег многие рабочие вынуждены пешком добираться на завод. Раньше рабочих бесплатно возили заводские автобусы, сейчас за это нужно платить. У людей, которые тратят всю нищенскую зарплату на оплату жилья и покупку еды, нет на это средств. Говорит рабочая АвтоВАЗа Татьяна:

- Это было неправильно. Это обиды невозможные. Мы голодали. Какая-то материальная помощь должна быть. Во-первых, очень дорого жилье. Хотя там есть скидка, но она ни на что не влияет. Она настолько мала, что никакие льготы не позволяют жить нормально.

Несмотря на экономический кризис, Волжский автозавод вполне может стать перспективным прибыльным предприятием, говорит ветеран АвтоВАЗа Юрий Целиков:

- Главная задача – увеличивать программу и снижать цену. Наше конкурентное преимущество – низкая цена при приемлемом качестве. Сегодня вся Россия ждет переориентирования всех усилий на то, чтобы собрать компетентную команду, добиться публичного наказания с помощью, может быть, даже профсоюзов. Как сказал президент Медведев, можно кого-то и посадить за разграбление Волжского автозавода. Тогда поверят. Потому что кризис любого предприятия – это, прежде всего, кризис доверия. Важно и оживление спроса на автомобильном рынке. Если мы до конца февраля не создадим эффективную команду, то пойдут необратимые процессы.

Несмотря на заявления вазовского руководства о необходимости интеграции с французскими автомобилестроителями и выпуске на заводе микролитражки под брендом "Рено", простые тольяттинцы считают самым перспективным автомобилем "Ладу" и надеются, что в новом году именно отечественная "Лада" выведет Волжский автозавод из кризиса.
XS
SM
MD
LG