С апреля 2009 года ставка рефинансирования российского Центробанка в девять приемов снизилась почти на треть, до исторического минимума в 9% годовых. Тем не менее, кредиты для большинства российских заемщиков доступнее не стали — банки по-прежнему считают, что риск слишком велик.
Ставка рефинансирования, устанавливаемая Центральным банком, по сути, отражает текущую стоимость займов у Банка России. То есть коммерческие банки, если у них вдруг возникнет необходимость, могут взять в Центральном банке кредит именно под такой процент.
Все последние годы вплоть до нынешнего кризиса роль ставки рефинансирования ЦБ была в России весьма скромной. В стране и так хватало денег — и нефтедолларов, и зарубежных инвестиций, — так что банкам не было нужды обращаться к ЦБ.
"По идее, банки в любой стране обращаются к Центральному банку лишь в самом крайнем случае, — уточняет аналитик инвестиционной компании Unicredit Securities Рустам Боташев. — В нормальной ситуации они привлекают деньги либо в виде депозитов, либо в виде субординированных кредитов, или выпускают долговые обязательства. То, что раньше роль ставки рефинансирования в России была скромной и банки не занимали у ЦБ, нормальная ситуация".
Однако на фоне кризиса, когда закрылись зарубежные кредитные рынки, Центральный банк в какой-то момент стал единственным, по сути, источником новых кредитов для российских банков. Естественно, роль ставки рефинансирования резко возросла.
Теперь же некоторые эксперты заговорили о том, что по мере восстановления зарубежных источников финансирования и рынка межбанковского кредитования в самой России значимость ставки рефинансирования Банка России вновь будет снижаться, так как доля его кредитов в капиталах коммерческих банков сократится.
"В развитых странах процентные ставки Центральных банков всегда играют важную роль. Но Россия — крупный экспортер нефти, поэтому динамика валютного рынка и курса рубля остается более важным индикатором, чем процентные ставки, — объясняет главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова. — В России финансовый сектор ориентируется на объем предложения денег, который приходит из-за рубежа, будь то нефтяные доходы или приток иностранного капитала. И этот приток гораздо более значим для внутреннего рынка, чем уровень "стоимости денег", который устанавливает Центральный банк".
Первый заместитель председателя Центрального банка России Алексей Улюкаев, выступая в среду на конференции в Москве, пояснил, каким ему представляется "нормальный" уровень ставки рефинансирования в России по отношению к ставкам центральных банков западных стран — примерно на 2 процентных пункта выше.
В российских условиях ставка рефинансирования ЦБ не задает динамику для других процентных ставок
Carry trade, о которой говорит заместитель председателя Банка России, подразумевает, что международные инвесторы используют разницу между процентными ставками в России и других странах в своих интересах.
"Желание Банка России сократить этот разрыв вполне понятно, — объясняет аналитик инвестиционной компании "Брокеркредитсервис" Денис Мухин. — В последние месяцы российский рубль укрепляется, что связано со значительным притоком иностранных инвестиций. Они традиционно направляются из тех стран, где ставки находятся на низком уровне, в те регионы, где ставки, наоборот, высокие. Инвесторы занимают деньги по низким ставкам и затем вкладывают их в различные финансовые инструменты или, возможно, в кредиты в тех регионах, где ставки высокие. Соответственно, чтобы этот процесс приостановить, необходимо сократить разрыв в ставках. Достаточно ли будет двух процентных пунктов разницы, сказать сложно. Возможно, и при 3 процентных пунктах этот процесс приостановится. Главная задача Банка России здесь — сократить приток такого (спекулятивного) капитала, чтобы ослабить давление на курс рубля, остановить процесс его укрепления, который мы наблюдаем в последнее время".
С мая прошлого до апреля нынешнего года Центральный банк России шесть раз повышал ставку рефинансирования. К концу апреля она составила 13 процентов годовых. С тех пор она снизилась на 4 процентных пункта, то есть почти на треть. Однако это не привело ни к соответствующему снижению процентных ставок российских коммерческих банков по кредитам, ни к заметному росту общих объемов кредитования в стране.
"Снижение ставки рефинансирование плюс некое давление со стороны правительства уже привели к снижению процентных ставок по кредитам, если и не 4 процентных пункта, то где-то на 2-2,5, — уточняет Рустам Боташев из Unicredit Securities. — То есть сама стоимость денег снижается, но при этом риски банков понижаются, к сожалению, не так быстро. И поэтому банки готовы кредитовать сегодня только очень "качественных" заемщиков".
При этом, как отмечают эксперты, ставка рефинансирования Центрального банка России, ставки на российском рынке межбанковского кредитования и реальные ставки по кредитам в стране хотя и связаны, но не на 100 процентов.
"Конечно, есть определенная корреляция между ставкой рефинансирования и процентными ставками межбанковского рынка, но в ставки по кредитам закладывается еще и существенная премия за риск, который несут банки, — напоминает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. — Но значимость ставки рефинансирования определяется тем, может ли Центральный банк, меняя ее, влиять на все другие ставки? Пока Центральный банк скорее следует за динамикой инфляции и, соответственно, за снижением процентных ставок на рынке, которое определяется ростом общего предложения денег. В российских условиях ставка рефинансирования Центрального банка не задает динамику для других процентных ставок. В этом разница между Россией и развитыми странами".
Премия за риск — это, по сути, часть общей процентной ставки, по которой банк будет готов предоставить кредит тому или иному заемщику — компании или частному лицу. И в целом можно говорить о том, что главная проблема — не столько отсутствие денег у банков (они-то у них как раз есть), сколько дефицит "качественных" заемщиков, которым банки могли бы относительно спокойно эти деньги предоставить. А эта проблема в любой стране сегодня просто снижением ставки рефинансирования, увы, не решается.
"Конечно, уровень кредитного риска в сегментах среднего и малого бизнеса остается очень высоким, и здесь заметных подвижек в кредитовании пока не видно, — признает Денис Мухин. — Но крупные компании банки уже финансируют путем выкупа их облигаций. По мере того, как ситуация в экономике будет улучшаться, банковские кредиты вновь будут становится доступнее и более мелким компаниям".
Если весной средняя ставка по кредитам нефинансовым предприятиям в России составляла примерно 17 процентов, то к началу октября — чуть ниже 15 процентов.