Ссылки для упрощенного доступа

Кадыров - итог первой чеченской войны


Спустя 15 лет насилие остается единственным способом управления Чечней.
Спустя 15 лет насилие остается единственным способом управления Чечней.
Ровно 15 лет назад, 26 ноября 1994 года в Чечне была предпринята неудачная вооруженная попытка свержения президента республики Джохара Дудаева. С чем связан провал операции по свержению Дудаева и была ли неизбежна война в Чечне? Об этом - обозреватель РС Андрей Бабицкий.

После неудачной попытки свергнуть Джохара Дудаева в плен верным Дудаеву отрядам попала целая группа российских военнослужащих - в основном экипажи вошедших в Грозный танков чеченской оппозиции. Руководство Министерства обороны России немедленно заявило, что захваченные дудаевцами офицеры и солдаты не служили в российской армии; но вскоре, когда в ответ Дудаев пригрозил расстрелять всех пленных как наемников, в Минобороны признали, что это заявление - ложь. 9 декабря 1994 года президент России Борис Ельцин издал Указ "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта", а на рассвете 11 декабря на территорию Чеченской Республики со стороны Ингушетии, Северной Осетии и Дагестана вошли подразделения Министерства обороны и МВД .

С чем связан провал операции по свержению Дудаева и была ли неизбежна война в Чечне? Об этом - обозреватель РС Андрей Бабицкий.

- Военная операция, которая проводилась в Грозном 26 ноября 15 лет назад, потерпела полный провал. Неужели тогдашний режим Бориса Ельцина настолько недооценивал военную силу режима Джохара Дудаева в Чечне?
Но Россия тогда сделала одну катастрофическую ошибку: она въехала на собственных танках, сформировав экипажи самостоятельно из армейских офицеров

- Дело в том, что у Джохара Дудаева вообще не было, по сути дела, военной силы. Расчет строился на той информации, которую давала в Москву оппозиция: ее лидеры утверждали, что дудаевский режим крайне непрочен, что стоит слегка подтолкнуть его, и он завалится сам собой. Возможно, это было и так, да и критиков у дудаевского режима хватало. Но Россия тогда сделала одну катастрофическую ошибку: она въехала на собственных танках, сформировав экипажи самостоятельно из армейских офицеров. Чеченцами это было воспринято как военное вторжение, и это объединило население республики вокруг Джохара Дудаева.

А оппозиция поставила себя в крайне невыгодное положение "пятой колонны" - в положение силы, которая фактически провоцирует войну. Джохару Дудаеву это дало возможность удержаться у власти - несмотря на то, что его положение действительно казалось к этому моменту крайне непрочным. Дальнейшее использование военной силы превратило ситуацию в Чечне в настоящий кошмар. Думаю, что было достаточно политических способов для того, чтобы способствовать какому-то гражданскому протесту в Чечне.

- На кого нужно было делать ставку?

- На структуры, в то время достаточно сильные - традиционные структуры, которые были недовольны Джохаром Дудаевым, которые пытались противодействовать ему не военной силой, а возбуждая недовольство народа. Скажем, часть депутатов - и городского собрания, разогнанного Дудаевым, и парламента Чечни - настаивали на проведении референдума о доверии Джохару Дудаеву. Сейчас кажется очевидным, что в тот момент этот референдум был бы Дудаевым проигран. Были способы воздействия - или, я бы сказал, сотрудничества с чеченским обществом. А начало войны - и действительно, 26 ноября можно считать началом войны - превратило всю эту историю в абсолютный позор России.

- Понятно, что история не знает сослагательного наклонения. И все-таки, если бы тогда не была проведена эта военная операция, не была сделана та ошибка, насколько стабильна сейчас была бы ситуация на Северном Кавказе?

- Очень сложно сказать, насколько она была бы стабильной. Наверное, если бы война не была развязана, то удалось бы сохранить десятки тысяч человеческих жизней. Уже сама по себе кровь, которая была пролита на Северном Кавказе и которая льется по сей день, есть основа нестабильности. Ведь замирение Кавказа сегодня держится исключительно на той же самой военной силе, которая была применена тогда. И попытки включить какие-то политические механизмы стабилизации ситуации не срабатывают.
Рамзан Кадыров, как ни странно, сегодня единственный способ удержать Чечню

Рамзан Кадыров, как ни странно, сегодня единственный способ удержать Чечню. Посредством жесткой диктатуры, посредством репрессий, посредством неизбирательного насилия в его самых архаичных и отвратительных формах: пытки, похищения людей, убийства, которые совершаются самым бессовестным образом. Только таким образом - как выясняется через 15 лет после начала этой войны - можно удерживать ситуацию. Просто потому, что война, начатая тогда, продолжается и сегодня; и никаких рецептов, кроме силового, у Кремля нет. А этот рецепт срабатывает очень плохо. И надо все время увеличивать репрессивное давление на этот регион в целом, чтобы давить все новые и новые ростки недовольства и сопротивления, в том числе и вооруженного.

Невозможно, чтобы люди поверили в восстановление справедливости, поверили в то, что нормальные отношения когда-нибудь можно будет построить. Все это невозможно, если преступники не понесли ответственности. Только на этом условии можно создавать какое-то будущее. В противном случае это означает, что преступники - легитимная база военных действий, которые когда-то начались, которые продолжаются и от которых никто не намерен отказываться в будущем.
XS
SM
MD
LG