Ссылки для упрощенного доступа

Грипп приблизительной опасности


Как бы ни спорили друг с другом специалисты, в одном они едины: при недомогании стоит сразу обратиться к врачу (На фото: жители Белграда в медицинских масках)
Как бы ни спорили друг с другом специалисты, в одном они едины: при недомогании стоит сразу обратиться к врачу (На фото: жители Белграда в медицинских масках)
В понедельник в России началась вакцинация против нового вируса гриппа А/H1N1. Однако споры среди медиков об опасности этой болезни и об эффективности вакцинации не утихают и по сей день.

Число подтвержденных случаев так называемого "свиного" гриппа в России превысило 4,5 тысячи человек, заявила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. В целом планируется привить от сезонного гриппа, в том числе и от эпидемиологического, до 70 миллионов россиян. Решение о массовой вакцинации вызвало много споров. Представители Общества специалистов доказательной медицины утверждают, что новый вирус гриппа 2009 года не более опасен, чем обычный грипп или ОРЗ. Вакцины, которые предлагают сейчас населению страны против вируса А/H1N1, не гарантируют полной защиты после прививки и, напротив, могут вызвать побочные эффекты, вплоть до смерти, считают эксперты.

Еще летом Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии нового гриппа, присвоив ей максимально возможный, шестой балл опасности. Число людей, погибших из-за этого заболевания, а точнее, из-за осложнений, полученных в ходе него, пугает россиян. Так, к примеру, по различным данным, опубликованным в средствах массовой информации, в России к настоящему времени от вируса A/H1N1 скончалось более 20 человек. В Обществе специалистов доказательной медицины убеждены, что этот грипп не настолько опасен, как считают российские чиновники от медицины, и статистика смертности людей, заболевших гриппом A/H1N1, не соответствует действительности. Об этом рассказал вице-президент Общества специалистов доказательной медицины, профессор Василий Власов:

– Каким образом определяют этот показатель летальности? Это количество умерших людей по отношению ко всем заболевшим. Но очень сложно посчитать, сколько заболело. Вот если считать по отношению к тем, кто попадает с этой болезнью в больницу, то оказывается, что очень многое зависит от того, как госпитализировать. В США традиционно госпитализируют только тяжелых больных и там, допустим, при пневмонии больничная летальность составляет 25 процентов. Совершенно непредставимая вещь для России, потому что в России очень широко госпитализируют людей с пневмонией. Такая же штука происходит с гриппом: никто не знает, сколько людей болеет гриппом, но как-то считают тех, кто умер, причем считают тоже плохо, потому что анализов никто не делает. Поэтому все эти данные о том, как много умирает людей от "свиного" гриппа и какова летальность – это очень приблизительные цифры, и мы можем только сказать, что от этого гриппа умирают значительно меньше, чем от обычного. Это зафиксировано.

В таком случае, кому же выгодно преувеличивать опасность нового вируса гриппа? По мнению Василия Власова, чем больше паника среди населения, тем выше спрос на лекарства. Соответственно, тем выше доход у заинтересованных лиц:
В вакцинах у нас заинтересованы сами специалисты по гриппу, потому что именно они владеют производствами вакцин

– В вакцинах у нас заинтересованы сами специалисты по гриппу, потому что именно они владеют производствами вакцин. Значит, они дают Минздраву совет "надо прививать", ведь если Минздрав их послушается, то вакцины, которые производят их фабрики, будут широко использоваться и они получат большие барыши. Вот такая история происходит со всем. Она происходит с химиотерапевтическими препаратами, со всякими имунномодуляторами и происходит с вакциной. Сегодня все, кто сметает препараты с полок, делают это в основном под влиянием рекламы, которую производят заинтересованные люди. Вакцина – это не просто вирусный белок. В эту вакцину добавлен в небольшом количестве ртутный консервант для хранения, в эту вакцину добавлен так называемый дювант для того, чтобы усилить аллергическую, по существу, ответную реакцию, отсюда опасность аллергических заболеваний, синдрома Гийена-Барре с частичными параличами и даже возможной смертью. То есть вакцины не являются абсолютно безопасными. Не являются абсолютно безопасными и противовирусные препараты, которые люди покупают.

Тем не менее, раздувание этой темы в средствах массовой информации привело к тому, что люди действительно прониклись серьезностью проблемы. В поликлиниках нешуточные очереди, врачи завалены вызовами, из продажи в аптеках исчезла часть наименований противовирусных препаратов, на витринах этих учреждений предупредительно висят надписи "Защитных масок нет". В московском метро часть людей ходит в марлевых повязках. Президент Общества специалистов доказательной медицины Кирилл Данишевский считает, что нет необходимости прибегать к таким радикальным мерам защиты:

– Минздрав выпускает рекомендации по лечению "свиного" гриппа. Естественно, люди читают эти рекомендации и, вероятно, лечат этими методами в массе свою обычную простуду, острую респираторную вирусную инфекцию. "Арбидол", "Кагоцел", "Ингавирин" – три основных препарата, которые попали в рекомендации – не имеют адекватных доказательств эффективности. Появились маски и вакцины, но как раз эти две вещи вызывают наибольшие сомнения. Когда люди в условиях, где в стране заболело две или три тысячи человек, ходят в масках по пустырям, понимаешь, что, наверное, многие люди излишне взволновались по поводу услышанной ими информации. Правда – где-то посередине. Грипп – действительно проблема, к нему не надо относиться излишне легкомысленно. Но в данный момент нет ничего такого, что бы вызывало действительно реальные опасения серьезной пандемии.

Впрочем, главный инфекционист России, профессор Академии медицинских наук Виктор Малеев считает неправильным отрицать факт пандемии гриппа A/H1N1:

– Инфекция, к сожалению, есть. Мы бы тоже хотели сказать, что ее кто-то выдумал, мы их сейчас, двух-трех, расстреляем и инфекция закончится. Но так не бывает. Есть пандемия, хотим мы этого или не хотим. Другое дело, что некоторые преуменьшают ее масштабы, другие – раздувают, используют в своих интересах. Но факт есть, и нужно и профилактикой болезни заниматься, и ее лечением.

– А сколько у нас сейчас госпитализированных? Больше, чем при обычном сезонном гриппе, или меньше?

– По отдельным регионам больше, по отдельным – меньше. Как правило, больше заболевают в городах покрупнее. Но, например, Чита – не миллионник, но там было много обращений к врачу. Там, где имеется скопление людей, конечно, вероятность заболеть больше. Естетсвенно, на свежем воздухе, в деревне ситуация лучше.

– На что стоит обратить особое внимание?

– Прежде всего, надо в любом случае думать о себе. Не надо надеяться, что обязательно кто-то поможет. Конечно, будут стараться и врачи, и государство, но прежде всего надо самим уделить внимание своему здоровью. Есть какие-то меры в этих условиях, особенно если окружающие больны. Если ты с ними в контакте, конечно, придется и маску надевать. И все-таки не отказываться от вакцинации, которая, в общем, защищает людей от этой инфекции, от ее грозных последствий. При малейшем подозрении на заболевание нужно, прежде всего, оставаться дома, не ходить на работу, избегать общественного транспорта. Кроме того, желательно вызвать врача – ведь даже доктора сами себя не лечат, они обращаются за медицинской помощью к другим специалистам.
XS
SM
MD
LG