Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Всем миром – на короеда


Сломанные деревья в "Шумаве" вовремя не собрали - и ими занялся короед
Сломанные деревья в "Шумаве" вовремя не собрали - и ими занялся короед
Треть национального парка "Шумава" на юго-западе Чехии, а это 20 тысяч гектаров леса, повреждена жуком-короедом. Власти страны поняли, что в одиночку с вредителем не справиться.

Чтобы понять, насколько обычный жук способен испортить красоту леса, достаточно всего несколько часов прогуляться по национальному парку. Кора деревьев, которыми слегка полакомилось прожорливое насекомое, покрывается желтой трухой. Еще страшнее выглядят сотни деревьев, оставшиеся вообще без коры. Их голые стволы – свидетельство экологической катастрофы, поразившей "Шумаву".

Основной причиной нашествия короеда специалисты называют то, что лес – чисто еловый. В социалистической Чехословакии эта местность использовалась исключительно как источник древесины, и ель выбрали потому, что она растет быстрее других деревьев.

Как рассказал корреспонденту Радио Свобода директор национального парка "Шумава" Франтишек Крейчи, рядом с природным заповедником есть участки, где ели посажены человеком – о них отдельный разговор. Но в строго охраняемой зоне национального парка – с естественными горными еловыми лесами – борьба с последствиями нашествия короеда затруднена:

- Там мы оставляем поврежденные насекомыми деревья такими, как они есть, чтобы не нарушить существующую экосистему, – объясняет Франтишек Крейчи.
Противники запрета считают, что короед, если с ним не сражаться, может уничтожить все деревья в национальном парке. Однако экологи верят, что природа разберется сама

Первые проблемы с однообразием местного леса начались в начале 80-х. После сильного урагана, которые в этом горном районе не редкость, сломанные деревья вовремя не собрали, и ими занялся короед. Правда, его популяция тогда была не столь губительна. В начале 90-х местную территорию сделали национальным парком, часть которого была объявлена биосферным заповедником ЮНЕСКО, но спасти ее от короеда не удалось. С каждым годом насекомых становилось все больше и больше. На территории парка, в отличие от обычного леса, запрещено рубить деревья, подвергшиеся нападению жука, поэтому он начал распространяться к соседям – на немецкую и австрийскую стороны. Запрет на применение даже самых экологически безопасных методов борьбы с вредителем вызывает споры между специалистами. Противники запрета считают, что короед, если с ним не сражаться, может уничтожить все деревья в национальном парке. Однако экологи верят, что природа разберется сама.

Недавно министры окружающей среды Австрии и Чехии подписали договор о совместных действиях против вредителя. До конца мая следующего года в лесах Австрии, граничащих с чешским заповедником, не будет организовываться добыча древесины, чтобы порывы ветра не могли сломать одиночные ослабевшие деревья. Каждую весну, когда у короеда начинается период размножения, будет собираться группа экспертов из двух стран. Ученые планируют проводить мониторинг изменения популяции жука и затем, осенью, анализировать скорость его размножения. Решения об уничтожении короеда отныне будут принимать совместно.

Директора национального парка "Шумава" Франтишека Крейчи сообщил:

- Мы договорились со странами, с которыми граничим, о создании двухсотметровой охранной зоны на случай очередного нашествия вредителя, чтобы он не распространялся за границы национального парка. В этой зоне со стоящих деревьев будут срезать поврежденную кору, а также использовать естественно врага жука – особый грибок, от токсинов которого вредители погибают. Уже сломанные и упавшие деревья послужат в качестве приманки. Такие стволы жук начинает атаковать, и их потом увозят из леса и ликвидируют насекомых, живущих под корой.

Нынешний национальный парк "Шумава" еще двадцать лет назад был территорией, куда не ступала нога человека. За исключением, правда, чехословацких пограничников и полицейских. Здесь проходила западная граница социалистического блока: за лесом начиналась Бавария. В течение сорока лет через эту особо охранявшуюся территорию бежали на Запад сотни людей. Это место было столь известным, что польский режиссер Карел Кахиня снял фильм под названием "Король Шумавы", посвященный самому неуловимому проводнику желающих попасть либо на Восток (были и такие), либо на Запад – судетскому немцу Францу Новотному по кличке Килиан. Его, несмотря на старания пограничников, в реальности так и не удалось поймать, хотя в фильме, по всем правилам пропаганды эпохи Восточного блока, Килиана ждет справедливое возмездие.

Особый режим и колючая проволока ограничили свободу человека, но пошли на пользу природе. В "Шумаве" сохранился участок так называемого первобытного, то есть девственного, леса, не затронутого человеческой деятельностью. В Европе таких лесов осталось не так уж и много, в основном – в центральной и восточной ее части: в России, в Республике Коми – Печоро-И́лычский заповедник, на границе Польши и Белоруссии – Беловежская пуща, а на границе Австрии, Германии и Чехии – заповедник "Шумава".

(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск".)

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG