Ссылки для упрощенного доступа

АвтоВАЗу прописали Renault


Кто вдохнет новую жизнь в российское автомобилестроение?
Кто вдохнет новую жизнь в российское автомобилестроение?
На каких условиях Renault может согласиться спасать АвтоВАЗ? Об этом в эфире Радио Свобода – инвестиционные аналитики Севастьян Козицын и Михаил Пак.

Представители концерна Renault подтвердили, что продолжат вкладывать деньги в АвтоВАЗ и предоставлять необходимые российскому автозаводу технологии, – заявил сегодня первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Игорь Шувалов провел в понедельник серию совещаний с представителями зарубежных автомобильных компаний, открывших в России свои или совместные производства. Первыми в этой серии стали переговоры с представителями французской компании Renault, которую премьер-министр Владимир Путин в ходе заседания президиума российского правительства в пятницу призвал участвовать в софинансировании АвтоВАЗа.

У АвтоВАЗа – три главных акционера, каждому из которых принадлежит примерно по четверти акций завода: государство (в лице госкорпорации "Ростехнологии"), российская инвестиционная компания "Тройка-Диалог" и французская компания Renault, купившая свой пакет акций АвтоВАЗа в начале прошлого года за 1 миллиард долларов.

Могла ли эта покупка сопровождаться некими обязательствами французской компании в отношении развития АвтоВАЗа уже в первые месяцы после сделки? Ведь даже лицензию на платформу, на базе которой собирается модель Renault Logan, АвтоВАЗу пришлось в этом году выкупать у Renault, заняв для этого 80 процентов требуемой суммы у французского же банка...

Аналитик инвестиционной компании "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын уверен, что обязательств как таковых не было:

– Были, наверняка, общие фразы – об обмене технологиями, о начале сотрудничества. Но конкретных обязательств, конечно, никто на себя при покупке 25-процентного пакета акций не берет. К тому же, когда эта сделка совершалась, АвтоВАЗ и так был рад, что обзавелся зарубежным партнером, и не мог требовать от Renault большего. Тем более что и сумма, заплаченная за 25-процентный пакет, была даже на тот момент довольно высокой. Естественно, теперь АвтоВАЗ купил у Renault платформу за свои деньги. Думаю, и сама Renault на этом настаивала. Единственное, в чем Renault помогла – в организации привлечения кредита для АвтоВАЗа на эту покупку.

У компании Renault, а точнее, у ее нынешнего руководителя Карлоса Гона, есть весьма удачный опыт реформирования японской компании Nissan - после того как в конце 90-х Renault приобрела более трети ее акций. Карлос Гон настоял тогда не только на закрытии избыточных сборочных заводов Nissan в Японии, но и на сокращении вчетверо количества платформ для выпускаемых компанией моделей. Но ни то, ни другое для реформирования российского АвтоВАЗа не актуально.


Аналитик инвестиционной компании "Атон" Михаил Пак прогнозирует:

- Мне кажется, чтобы Карлос Гон предпринял какие-то кардинальные шаги по реструктуризации российского АвтоВАЗа, необходимо, чтобы сама Renault получила в России некие гарантии со стороны государства, что после этой реструктуризации их, грубо говоря, не попросят "уйти". Если Renault будут такие гарантии предоставлены, одним из наиболее успешных вариантов, на мой взгляд, может стать размещение производства каких-то моделей Renault на мощностях АвтоВАЗа. По крайней мере, сами эти мощности не будут простаивать, а начнут производить продукцию, которая, думаю, будет пользоваться спросом.

Севастьян Козицын тоже считает, что оптимальный вариант партнерства АвтоВАЗа и альянса Renault-Nissan – в том, что на производственных площадках АвтоВАЗа будут собираться автомобили на базе Renault:
Для Renault оздоровление АвтоВАЗа нужно лишь для того, чтобы в будущем АвтоВАЗ стал "беспроблемной" площадкой, на которой можно было бы производить автомобили самого альянса

– Эти автомобили могут продаваться не только на территории России, но и, естественно, на территории СНГ (это главный экспортный рынок АвтоВАЗА). А может быть, и в других странах. Реформировать же сам АвтоВАЗ Renault, скорее всего, не будет. Для Renault оздоровление АвтоВАЗа нужно лишь для того, чтобы в будущем АвтоВАЗ стал "беспроблемной" площадкой, на которой можно было бы производить автомобили самого альянса – модели либо Renault, либо Nissan.

Дополнительная эмиссия АвтоВАЗом как своих акций, так и конвертируемых в них облигаций, чтобы финансировать собственное развитие, на что намекнул в пятницу премьер Владимир Путин, невозможна без формального согласия компании Renault как одного из крупнейших акционеров. Но если допустить крайнюю ситуацию, то есть банкротство завода, он за свои накопленные долги может перейти в собственность основных своих кредиторов, главные из которых – российские государственные банки.

Севастьян Козицын говорит:

– Все понимают, что вопрос, конечно, политический. Неслучайно его поднял лично российский премьер. Я не исключаю даже, что обсуждение может пройти на уровне глав государств... Российский премьер фактически лишь напомнил о том, что правительство России в одиночку не может превратить АвтоВАЗ в прибыльное и перспективное предприятие и что делать это нужно всем основным его акционерам вместе, пропорционально долям их участия. Государство, скорее всего, возьмет на себя финансирование всех социальных обязательств АвтоВАЗа. А взамен будет ожидать от Renault определенного финансирования для поддержания текущей деятельности завода.

Михаил Пак, считающий, что Renault безусловно не заинтересована в банкротстве АвтоВАЗа, предполагает:

– Поэтому (правда, лишь в последнюю очередь) компания может согласиться на допэмиссию акций АвтоВАЗа, то есть на "размытие" своей же доли в нем, лишь для того, чтобы АвтоВАЗ просто оставался на плаву. Но в этом случае Renault может участвовать в такой допэмиссии, чтобы сохранить собственную долю в уставном капитале завода. В принципе, Renault мало заинтересована сегодня в своих новых инвестициях в АвтоВАЗ, поскольку российская компания пребывает ныне в незавидной ситуации. На мой взгляд, такая заинтересованность появится у Renault только в том случае, если ей, по крайней мере, будет предоставлена возможность производить на мощностях АвтоВАЗа собственную продукцию – модели либо Renault, либо Nissan.

Пока же АвтоВАЗ, насчитывающий вдвое больше работников, чем, например, головной завод немецкой компании Volkswagen - крупнейшего в Европе производителя автомобилей, планирует сокращение персонала на четверть.
XS
SM
MD
LG