Ссылки для упрощенного доступа

Один из лучших альт-саксофонистов 50 и 60х - Джуллиан Эддерли


ДС:- «В ту эпоху особого успеха не было ни у кого, кроме, скажем, Майлза, Чико Хэмильтона и Брубека. Меня же зазывал к себе, в небольшое комбо, Диззи. Я играл в те дни в «Богемии» (где играл и Майлз) и как-то сказал ему, что собираюсь присоединиться к Диззи. Дэйвис спросил, почему я не хочу, наоборот, войти в его комбо.
Мой ответ был прост: он никогда меня не приглашал…
Месяца два или три он бубнил, что я должен играть с ними и, когда в октябре 57 я решил освободиться от всех контрактов, я принял его приглашение.
Мне казалось, что у Майлза я научусь большему, чем у Диззи. Не то чтобы Диззи был посредственным учителем, но он играл более «коммерческую» музыку, чем Майлз.
Хвала небесам, я сделал правильный выбор!»
Слова эти принадлежат альт-саксофонисту легендарного секстета Майлза Дейвиса, Джульяну Кэннонболу Эддерли. Который впервые распахнул глаза на наш мир 15 сентября 28 года в Тампа, штат Флорида.
Вы слушаете, серьезно или вполуха, «Время Джаза» на частотах «Свободы» или с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.
Cannonball Adderley - Autumn Leaves
ДС: - Теперь уже официально сезонные «Опавшие», то бишь «Осенние листья», Косма и Превера. Лучший диск «Кэннонбола» Эддерли в роли лидера – с Майлзом Дейвисом в роли сайдмена – «Somethin’ Else». Хенк Джоунс играл на рояле; Сэм Джоунс – на контрабасе и Арт Блейки на ударных. 9 марта 58 года. Звукорежиссер – Руди ван Гельдер.
Отец Джульяна Эдуина Эддерли был корнетистом, как и младший брат «Пушечного ядра», Нэт Эддерли, который начал с пения, перешел на трубу и затем на корнет-а-пистон.
Джульян так же прошел через целый музыкальный магазин инструментов: флейта, труба, кларнет и, наконец, альт-саксофон. С 48 года по 50 он был музыкальным директором и дирижером школьного оркестра в курортном городке Форт Лодердейл, что находится между Майами и Вест Палм-Бич. Именно там, на флоридском пляже в юные годы, его приятель ударник Лонни Хейнз окрестил его за неумеренный аппетит (о чем я рассказывал не раз) «Каннибалом». Аппетит превратил через несколько лет каннибала в «Пушечное Ядро» - в «Cannonball’a»…
Во время армейской службы Эддерли дирижировал оркестром 36 армии Форта Нокс. В его оркестре играли такие будущие звезды джаза, как пианист Джуниор Мэнс и тромбонист Кёртис Фуллер.
После демобилизации в 55 году «Cannonball» приземлился в Нью-Йорке, в клубе «Кафе Богемия» в Гринвич Вилледж. Он играл в комбо контрабасиста Оскара Петифорда. «Птица» Паркер отошел в мир иной за два месяца до приезда Эддерли в Нью-Йорк и «Cannonball» к своему изумлению и смущению слышал, что его называют – «новым Паркером»…
Вот композиция героя наших передач Билла Эванса «Вальс для Дебби», которую он играет на этот раз вместе с «Пушечным ядром». Перси Хис – контрабас и Канни Кей – ударные. Январь 61 года. Нью-Йорк.
Cannonball Adderley - Waltz for Debby
ДС: - Waltz for Debby, Билла Эванса. Эддерли – альт; Эванс – рояль; Хис – контрабас и Кей – ударные. 27 января 61 года, студия звукозаписи «Риверсайд», Нью-Йорк.

Диззи казался Эддерли «более коммерческим» потому что Диз сохранил, как и Армстронг, традицию водевиля, спектакля, традицию конца 19го – начала 20го века. Диз хохмил, кривлялся и пел. К тому же музыка боперов теряла танцплощадку! Она становилась все быстрее, все сложнее, ритмы смещались!
И хотя Диззи Гиллеспи был одним из отцов-основателей би-бопа, он так же играл нечто танцевальное: румбы, к примеру. А его ударники привнесли в джаз ритмы Кубы…
Усложнение джазовой музыки, постепенное превращение ее в «музыку для слушанья» позже вошло в конфликт с новой танцевальной музыкой – рок-н-роллом, который нокаутировал джаз на много лет и заставил таких джазменов, как Майлз Дейвис (диск Miles in the Sky, Filles de Kilimanjaro) уйти в джаз-рок, то есть во фьюжн. Гитарист Джон МакЛафлин, саксофонист Уейн Шортер, пианисты Чик Кориа и Херби Хенкок – так же иммигрировали во фьюжн. Weather Report, The Mahavishnu Orchestra, Return to Forever – были лидирующими группами джаз-рока… Это поздние шестидесятые и семидесятые…
А пока что мы в ранних шестидесятых и «Пушечное Ядро» играет боп и модальный джаз в секстете Майлза…
Напомню: вы слушаете «Время Джаза» на коротких и средних или же с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона ваш – ДС.
Cannonball Adderley with Milt Jackson - Just One of Those Things

ДС: - Just One of Those Things, «Один из тех самых случаев…», «То самое…» - стандарт Коула Портера. Самая знаменитая по своей легкости, подвижности и по азарту, версия Джульяна Эддерли, альт-саксофон.
Милт Джексон – виброфон; Уинтон Келли – рояль; Перси Хис – контрабас и Арт Блейки – ударные. Великолепный состав, великолепный диск, вышедший на «Риверсайде» в октябре 58 года - «Квинтета «Кэннонбола» Эддерли и Милта Джексона».
Прежде, чем Майлзу Дейвису удалось собрать идеальный секстет, в котором по его идее, цитирую:
«… блюзовое звучание альт-саксофона Кэннонболла в сочетании с гармоничным голосовым, более формально свободным голосом тенор-саксофона Колтрейна, должно было привести к осуществлению моей концепции музыкального созвучия инструментов в более распахнутом, открытом пространстве. Концепцией этой я заразился от Ахмада Джамаля. Мне слышался голос моей трубы, насквозь прорезающей это новое звучание, и я знал, что все получится так, как я хочу: в этой музыке будет то самое напряжение, о котором я и мечтал»…
Повторюсь, прежде чем Дейвису удалось собрать секстет, он порядком натерпелся, потому что «Пушечное ядро» укатил домой в свой курортный флоридский городок, где его поджидал школьный оркестр. Но он вернулся и теперь секстет был в полном составе: Майлз, Эддерли, Трейн, Гарленд, Чемберс и Фили Джоунс.
Джульян Эддерли, новичок в комбо Майлза, в первую очередь был потрясен игрой Трейна. Майлз вспоминал, что у него просто и буквально – «отвисла челюсть». Майлз попросил Трейна в антракте отвести Эддерли на кухню и преподать ему два-три урока.
Этого было мало.
Эддерли, по словам Майлза, не мог понять, что происходит!
– Колтрейн,- говорил он, - играет блюз, но это не блюз!
Шок не прошел, но «Кэннонболл» впитывал новые приемы и новую манеру игры, как губка.
Дейвис был счастлив, потому что Джульян на бешеной скорости вписался в звучание секстета, на ходу всё понял, всё освоил и, любимое выражение Майлза, смягченное мною до произносимого - «теперь играл как сукин сын….»
Davis, Miles - Straight, no chaser
ДС: - Straight, no chaser, «Чистого, не разбавляя», классика Теллониуса Монка.
Майлз Дейвис – труба; Кэннонбол л Эддерли – альт; Джон Колтрейн – тенор-саксофон; Билл Эванс – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас; Джимми Кобб – ударные.
(Фили Джо Джоунс подвергнут остракизму за поставку героина в секстет; Ред Гарленд – сослан по причине чрезмерного потребления, а по сему ненадежности…).
Сентябрь 58 года, «Плаза Отель» (отсюда и весьма средняя акустика…), перекресток 5 авеню и 59 улицы, Нью-Йорк….

Джульян Эдвин Эддерли по кличке «Пушечное Ядро», «Кэннонболл» появился на свет 81 год назад.
До Майлза и после Майлза у Эддерли был свой квинтет. Корнетистом был его брат, чудесный композитор, Нэт Эддерли. Коммерчески первый квинтет был откровенной неудачей, второй, после записи альбома «Квинтет Эддерли в Сан-Франциско», второй квинтет был принят на ура.
Пианистом у Эддерли был Бобби Тиммонс и его пьеска «This Here» - в исполнении квинтета, стала гигантским хитом.
Не меньшим, его вторая композиция «Sermonette».
Вот секстет Эддерли на гастролях в Японии, июль 63 года. Эддерли говорит в микрофон следующее:
- Мне сказали, что у вас в Токио огромной популярностью пользуется пьеса моего брата, Нэта – «Work Song» - «Рабочая песня»…?
Cannonball Adderley - Work Song

ДС: - Work Song, «Рабочая песня» Нэта Эддерли (он же на корнете); «Пушечное Ядро» - на альт-саксофоне; Юзеф Латиф - на теноре; Джо Завинул – рояль; Сэм Джоунс – контрабас и Луи Хейз – ударные. 15 июля 63 года, «Санкей Холл», Токио.
В душе Джуллиан Эддерли на всю жизнь остался преподавателем музыки. Он прославился тем, что на концертах часто объяснял, что, как и почему его комбо будет играть. То были его мини-лекции по джазу.
Скончался он неожиданно – от инсульта в августе 75 года. Он мелькает, живьем, в фильме великого джаз-фана Клинта Иствуда «Play Misty for Me».
Эддерли принадлежал к Братству, известному как Phi Mu Alpha (Фай-Мью Элфа) или Синфония, которое объединяло всех, кто был заинтересован в развитии афро-американской музыки. Братство было основано в 1898 году.
Но отдадим дань и Уильяму Элонзо Эндерсону, трубачу, известному миру джаза, как Кэт Эндерсон. Он родился 12 сентября 1916 года в Гринвилле, Южная Каролина. Он был знаменитым трубачом-верхолазом в оркестре Дюка Эллингтона.
Duke Ellington & His Orchestra - Upper and Outest

ДС: - Upper and Outest, «Выше и Прочь» - крики трубы Кэта Эндерсона, на которых заканчивается фильм Отто Премингера «Анатомия Убийства». Оркестр Эллингтона, 59 год…

Многие из вас пишут мне о «Третьем Течении» в джазе. Вот что писал сам отец «Третьего Течения» американский композитор, теоретик и историк джаза Гюнтер Шуллер:
«Третье Течение» - это не джаз со струнными инструментами; это не джаз, играемый на «классических» инструментах; это не джаз в жанре «фуги»; это не сама форма фуги, используемая джазменами; это не классическая музыка, играемая джазменами; это не отрывки из Равеля или Шёнберга, вставленные в би-боп; и наоборот…
«Третье Течение» не было создано для того, чтобы избавиться от джаза или от классической музыки. Это действительно новое течение, иная возможность для музыкантов творить и играть музыку.»
Среди лидирующих музыкантов «Третьего Течения»: «Современный джазовый квартет»; Дон Эллис, Гил Эванс, Билл Эванс, Билл Рассо, Джордж Рассел, Дейв Брубек, его брат Ховард Брубек, пианисты Тошико Акиоши и Рен Блейк – называя некоторых.
Развитие «Третьего Течения» было, буквально, раздавлено народившимся в середине шестидесятых фри-джазом.
Я не думаю, уважаемый Максим Юрьевич Агеев, что Киз Джарретт – пианист третьего течения. Он играет и классику, и джаз, и его джазовые полотна – нечто абсолютно оригинальное, грандиозное, являющееся чистой и стопроцентной импровизацией. За исключением его дисков стандартов.
Напомню: вы слушаете «Время Джаза» на частотах «Свободы» и с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона – ваш ДС.
B.B. King - The Thrill Is Gone
ДС: - The Thrill Is Gone, «Тайна волнения исчезла, дорогая. Отныне я свободен!», блюз Роя Хокинса и Рика Дэмелла.
Би Би Кинг и его гитара. 69 год.
Райли Би Кинг, по кличке «Король Блюза», родился 16 сентября 25 года в Итта-Бена, штат Миссисипи. В молодости он был фермером и на гитаре бренчал по вечерам, как и положено, на завалинке. Кличку «Блюзовый Мальчик» он получил в 48 году, когда начал выступать на местной радиостанции. Позже Blues Boy сократилось до Би-Би. Райли Кинг стал Би-Би Кингом.
К славе он шел медленно, первые записи популярностью не пользовались, «БилБоард» критиковал молодого блюзмена. Но в начале пятидесятых произошел прорыв: Би-Би Кинг выпускал хит за хитом. Среди самых известных той эпохи: «You Know I Love You», «Woke Up This Morning», «Please Love Me», «When My Heart Beats like a Hammer», «Whole Lotta Love», «You Upset Me Baby», «Every Day I Have the Blues», «Sneakin' Around», «Ten Long Years», «Bad Luck», «Sweet Little Angel», «On My Word of Honor», «Please Accept My Love».
Блюз «The Thrill Is Gone», который стал хитом как в чарте ритм-н-блюза, так и поп-музыки, что было большой редкостью, Кинг записал в 1969 году. Двумя годами позже эта композиция получила премию Грэмми. Так же она заняла 183 место в списке «500 лучших песен всех времен». Творчество Би-Би Кинга получило легкий оттенок рок-музыки после участия в концертном туре 1969 года по Америке в составе группы «The Rolling Stones».
Но вот еще один певец, совсем иного жанра, родившийся в сентябре. Любимый певец нашего давнего слушателя Владимира Суслова из Москвы.
Mel Tormé and the Marty Paich Dek-Tette - They Can't Take That Away From
ДС: - They Can't Take That Away From Me.
«Их много, этих безумных, но лишь тебе принадлежащих деталей, которые привязывают меня к тебе.
Вот, с твоего позволения небольшой список.
То как ты носишь шляпу, то, как ты пьешь чай – никто не сможет у меня отнять этих воспоминаний…
Того, как сияет твоя улыбка, того как ты перевираешь мелодии, и того, как ты поселилась в моих мечтах.
Никто, никто не отберет у меня этого.»
Слова и музыка Джорджа и Айры Гершвин, песня, написанная в 1937 году и которую спел в фильме «Давай потанцуем?» Фред Астер самой Джинджер Роджерс.
В данном случае вы слышали голос, который американцы называли «Бархатный туман», голос Мела Торме, родившегося в Чикаго 13 сентября 25 года.
Торме был не только певцом-крунером, он был композитором, аранжировщиком, ударником, актером кино, радио и телевиденья, автором знаменитой «Рождественской Песни».
Настоящая фамилия родителей Мела была - Торма. Они были, как и Гершвины, еврейскими иммигрантами из России.
Впервые Мелвин Хоуард Торме выступил профессионально в возрасте коротких штанишек – в четыре года с оркестром Куна-Сандерса. Дитя спело песню «Ты сводишь меня с ума» - "You're Driving Me Crazy"… Дебют состоялся в чикагском ресторане Blackhawk.
Свою первую песню Мел сочинил в 13 лет. В сороковых у него уже был собственный вокальный квинтет "Mel Tormé and His Mel-Tones," (факт!) копировал самого Френка Синатру.
Торме часто выступал и записывался с оркестром Арти Шо. Он не всегда пел карамельные песни-стандарты: два хита 56 года в стиле ритма-и-блюза, аранжированные Клаусом Огерманом "Mountain Greenery" и "Comin' Home, Baby", заставили великую певицу госпелс, Этэл Вотерс, сказать:
- Торме – единственный белый певец, который поет душою афроамериканца.»
Mel Tormé - Whatever Lola Wants
ДС: - Whatever Lola Wants, «Лола всегда добивается своего. Так что – не сопротивляйся»….
Роковая Лола была, буквально, «испанской танцовщицей ирландских кровей», а заодно - любовницей Людвига Первого Баварского.
Ее полное имя Лола Монтез.
Авторы песни, Ричард Эдлер и Джерри Росс, написали ее для бродвейского мюзикла 55 года - Damn Yankees, «Проклятые Янки».
Мел Торме и оркестр Марти Пейча, февраль 60 года, Лос-Анджелес.
Среди солистов – альт-саксофонист Арт Пэппэр.
Прежде, чем раскланяться помашем ручкой Вэ-Вэ Набокову: последние строчки песни сделали из Лолы-вампа ту самую – Лолиту…
Три, на фонемы разбитые, слога в песне Торме; три - на первой странице романа Набокова.
Вот и все. Про столетие Лестера Янга, я о нем не забыл, в ближайшие недели.
Подкаст «Времени Джаза» все там же, на сайте радиостанции svobodanews.ru. Я же желаю вам всяческих благ, до следующей недели. Чао, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG