Падение объемов российского промышленного производства в августе, возможно, стало минимальным с сентября прошлого года, следует из обзора инвестиционного банка "ВТБ Капитал".
Официальной статистики Росстата по промпроизводству за август пока нет. Но опрошенные Радио Свобода эксперты единодушно утверждают, что если она действительно покажет прогнозируемые минимумы, то связаны они будут в первую очередь с наблюдавшимся в последний месяц лета оживлением производства, а не с эффектом низкой базы. Год назад она была еще вполне высока, а существенное падение промышленности (как и экономики в целом) началось в самом конце октября и набрало обороты к ноябрю-декабрю.
По мнению главного экономиста финансовой корпорации "Уралсиб" Владимира Тихомирова, августовское улучшение ситуации в промышленности связано отчасти с ростом спроса на товары российского экспорта — нефть и металлы, — а отчасти с оживлением внутреннего спроса, обусловленным эффектом пополнения запасов. С первых месяцев кризиса, то есть с конца прошлого — начала этого года, большинство производств работало на докризисных запасах, не пополняя склады. Сейчас эти запасы истощились, и эффект от их пополнения в течение какого-то времени будет поддерживать промышленное производство, уверен Владимир Тихомиров.
Главный экономист исследовательского Центра развития при Высшей школе экономики Валерий Миронов, в свою очередь, уверен, что первоочередную роль в возможном замедлении спада сыграл именно фактор запасов, тогда как серьезный рост спроса, по его словам, маловероятен, хотя этот процесс тоже "нельзя исключать". "Приведение запасов готовой продукции, сырья и материалов к норме поневоле заставляет производство активизироваться при той же динамике роста, — объясняет эксперт. — Это известный фактор. Он ускоряет падение, когда запасов много и их норма в период кризиса становится выше предкризисного уровня по отношению к продажам. Он же может способствовать ускорению восстановления, если начинается рост спроса: предприятия производят продукт не только для удовлетворения спроса, но и для приведения запасов к норме относительно него".
Около половины совокупного российского экспорта в страны дальнего зарубежья сегодня приходится на нефть, еще 15 процентов — на продукцию металлургии. Цены на нефть выросли, а металлургические комбинаты загружены заказами из Китая.
"Помимо экспортных, важную роль играют сектора, которые прямо или косвенно связаны с государственным заказом, — говорит Владимир Тихомиров из "Уралсиба". — Скажем, на новый подвижной состав, локомотивы для железных дорог, турбины, генераторы для электростанций или газогенераторы. Эти, в общем, немаловажные отрасли в последние несколько месяцев показали улучшенную динамику, что, по всей видимости, связано с началом использования антикризисных денег, выделенных федеральным правительством. Кстати, еще один немаловажный сектор — производство стройматериалов. В июле там произошло заметное улучшение. И объемы строительства выросли, даже в годовом выражении, то есть к июлю прошлого года. Этот сектор тоже помогает улучшению ситуации в экономике и в промышленности".
"Говорить о росте внешнего спроса пока не приходится, хотя, по нашим оценкам, во втором квартале темпы падения физических объемов экспорта сократились с 15 процентов в первом квартале до 5 процентов во втором, — полагает Валерий Миронов из Центра развития. — Падение спроса резко замедлилось, в том числе с активизацией потребительской активности китайских предприятий — на сырье, на материалы, на топливо, на энергию. Если же говорить о внутреннем спросе, то в июле впервые по отношению к тому же периоду прошлого года мы можем видеть положительный прирост в пищевой промышленности, в производстве кожи и обуви, что в какой-то степени можно называть эффектом импортозамещения, эффектом восстановления потребительского спроса внутри России. Хотя эти тенденции пока еще не устойчивы, августовские данные должны подкрепить или опровергнуть позитивную ситуацию июля, когда четыре крупные отрасли выросли по отношению к тому же периоду прошлого года. Помимо пищевой и производства обуви, здесь еще можно назвать производство нефти, кокса и нефтепродуктов".
В первом полугодии объемы промышленного производства в России сократились к уровню первых шести месяцев прошлого года почти на 15 процентов.