Ссылки для упрощенного доступа

Геоинженерия: Дамоклов меч спасения.




Александр Генис: На последней странице своей последней, вышедшей уже посмертно книги, Воннегут описывает нашу планету обезлюдевшей. “Наверное, - говорит недоуменно Земля, - им здесь не понравилось”.
Эта горькая притча каждый раз приходит на ум во время климатологических дискуссий, очередной раунд которых прошел по летним газетам, озабоченным внезапным зноем в обычно прохладном северо-западном уголке страны. Жара в Сиэтле, - такого еще не бывало. Климат явно меняется, и мир, столкнувшись с вызовом, не знает, как на него ответить. А если – знает, то от этого становится еще страшнее, ибо самый короткий путь к экологическому спасению лежит через технологию, готовую заняться смертельно рискованными проектами – геоинженерией.
Об этом мы сегодня беседуем с Владимиром Гандельсманом, которого я попросил подготовить – по материалам американской прессы - отчет о такого рода проектах и их потенциальных последствиях.

Владимир Гандельсман: Как изменить климат, как пере-инженерить, что ли, условия жизни на земле? Дело в том, что ряд современных идей можно сегодня привести в действие довольно дешевым способом. В этом и состоит опасность.


Александр Генис: Опасность, что этот инструмент будет приведен в действие...


Владимир Гандельсман: А последствия предсказать невозможно. Будет ли это спасением или окончательной гибелью. Об этом статья Грэйм Вуда “Перепроектирование Земли”. Он дает такую картину: если бы мы могли переместиться во времени и очутиться на земле, разрушаемой катастрофическим изменением климата, мы бы увидели длинные и тонкие пожарные шланги, протянутые до небес, как спагетти, прицепленные к парящим в небе дирижаблям на высоте 20 км над землей. Наземные заводы будут прокачивать 10 килограмм сернистого газа в секунду через эти шланги, и там, наверху, шланги будут “выкашливать” сернистую завесу в небо. На закате над частью планеты эти клубы аэрозольной грязи будут зловеще-красными, как в дурном кино. Но в течение дня они будут защищать планету от мощного солнечного тепла, удерживая прохладу. Технология, которая могла бы делать вышеописанное, уже вполне осуществима. И не так уж дорого стоила бы: 100 миллиардов долларов могли бы изменить полностью климат, который методично губят люди. А некоторые считают, что хватило бы и одной сотой от этой суммы. Остановка глобального потепления старомодным методом прекращения выброса углерода в атмосферу стоила бы 1 триллион долларов в год.


Александр Генис: Поэтому Киотский протокол до сих пор и не ратифицирован. Переговоры по ратификации, которые должны закончиться к 2012 году, пока не привели ни к каким результатам.

Владимир Гандельсман: И неизвестно, приведут ли. Поэтому на повестке дня геоинженерия. Идет диспут – что это? – новая наука или псевдонаука? Один из способов - рассеивание в атмосфере Земли двуокиси серы. Учёные заметили давно, что крупные извержения вулканов сопровождаются кратковременным понижением средней температуры на Земле. Главной причиной подобного явления является двуокись серы, которая в огромных количествах выбрасывается в атмосферу планеты. Она-то и является эффективным “тормозом” развития парниковых процессов на нашей планете.
Другой способ - вывод зеркал на околоземную орбиту, отражающих часть солнечного света – это ещё один способ охладить Землю. Для того, чтобы сделать климат нашей планеты таким же, каким он был в доиндустриальную эпоху, надо вывести на орбиту Земли зеркало площадью размером с целую Гренландию. Говорят, что это не рентабельно. Я не привожу цифры, потому что они настолько огромны, что непредставимы. Ну что такое триллион зеркал?
Есть идея, которую предложил океанограф Джон Мартин: удобрять океан железом, стимулируя размножение и рост фитопланктона, который в итоге и будет связывать атмосферный CO2. Этот способ значительно дешевле двух предыдущих, но применение его на практике может повлечь за собой коренную перестройку морских экологических систем.
Ещё одной оригинальной идеей геоинженеров является разработка искусственных деревьев, которые бы ассимилировали углекислый газ из атмосферы нашей планеты. Этот проект тоже не из дешёвых.
Так или иначе, все эти проекты пока утопичны.


Александр Генис: И мы не знаем, хороши это или плохо. Страшно и то, и другое. Опасно что-то предпринимать, не понимая всех последствий, но и ничего не делать нельзя. Подумать только, что с нами будет, если растает ледовый щит Арктики и это приведет к повышению уровня мирового океана....

Владимир Гандельсман: В результате чего будет затоплен, например, Петербург, что меня, как петербуржца, особенно волнует. На самом деле, начнется, по словам нобелевского лауреата Томаса Шеллинга, великое переселение народов - если повысится уровень мирового океана, то десятки миллионов людей будут вынуждены уйти из таких стран как Бангладеш, Венесуэла, Тайланд. Эти страны находятся в низменной части суши. К тому же, такие крупные города, как Лос-Анджелес, Бостон, Вашингтон, Нью-Йорк, Йокогама, Осло, Копенгаген, Стокгольм находятся на уровне моря. Беда! Факт тот, что за последнее десятилетие темпы таяния ледников Арктики и снегов в Гренландии поразили ученых. Поэтому надо помнить, что процесс идет быстрее, чем нам кажется. Но один из худших вариантов, если какой-нибудь сумасшедший миллиардер захочет что-то изменить по собственной воле. А сейчас есть на планете несколько десятков богачей, которые в состоянии оплатить какой-либо проект.

Александр Генис: Это сценарий, который называется “Дамоклов меч”.
Владимир Гандельсман: Допустим, мы закачиваем аэрозольную смесь в небеса, чтобы не проникали солнечные лучи. Все это хорошо, пока работают насосы. А если сбой? Тогда этот грязный дождь обрушится на землю, и жизнь прекратится за несколько лет.

Александр Генис: Каковы же перспективы геоинженерии?

Владимир Гандельсман: По мнению ученых, итоги не подведены, ни одна идея пока не идеальна, более того – опасна для применения. Филип Клапп, активный участник кампании за снижение выброса углекислого газа в атмосферу, саркастично заметил: “Мы уже достаточно наэкспериментировались, выбрасывая в атмосферу газы, ведущие к глобальному потеплению”. Но дискуссия о геоинженерии продолжается. Более того, глава корпорации Virgin Group Ричард Брансон объявил об учреждении приза в 25 миллионов долларов разработчикам системы, способной удалять из атмосферы Земли парниковые газы. В качестве успешных проектов по стимулированию научных открытий Брансон назвал приз в 20 000 фунтов стерлингов, назначенный в XVIII веке за разработку устройства для измерения долготы, победу одержал некий часовой мастер Джон Харрис... Что касается нашего конкурса, то первоначальная дата его окончания назначена на 8 февраля 2010 года. Вот тогда мы и вернемся к этому разговору.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG