Ссылки для упрощенного доступа

"Дело Эстемировой": всё под контролем?


Портрет Натальи Эстемировой на памятнике погибшим журналистам в Грозном
Портрет Натальи Эстемировой на памятнике погибшим журналистам в Грозном
Правозащитники считают, что расследование убийства Натальи Эстемировой ведется крайне неэффективно, и предлагают передать дело в Москву. Однако у следователей в Южном федеральном округе своя точка зрения по этому поводу. Её изложил корреспонденту Радио Свобода руководитель следственной группы.

По словам члена совета правозащитного центра "Мемориал" Светланы Ганнушкиной, пока никаких подвижек у следствия нет и коллегам Натальи Эстемировой хотелось бы, чтобы следствие велось более квалифицированно.

Напомним, Наталья Эстемирова была похищена неизвестными в 8:30 утра 15 июля 2009 года, когда вышла из своего дома в центре Грозного. Свидетели сообщили: перед тем, как ее затолкали в машину, Эстемирова успела прокричать, что ее похищают. В 16:30 ее труп с огнестрельными ранениями в голову и грудную клетку был найден близ села Гази-юрт в Назрановском районе Ингушетии. Следственный комитет при Прокуратуре РФ возбудил уголовное дело по статьям 105 и 222 уголовного кодекса РФ

Дело находится в производстве Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Южному федеральному округу.

Правозащитники уверены: было бы лучше, если бы этим делом занимались московские следователи, не связанные с Кавказом.

Как рассказывает Светлана Ганнушкина, на днях ее допрашивал следователь по делу об убийстве Эстемировой. У правозащитницы сложилось впечатление, что следствие не рассматривает версию убийства на почве профессиональной деятельности как приоритетную:
У меня не спросили, к примеру, номер компьютера, который был похищен у Наташи в день убийства. Вместо этого меня спрашивают, что я знаю о личной жизни Наташи

- Он задавал самые общие вопросы. Фактически, то, что я ему рассказала, я уже говорила журналистам раз двадцать. У меня не спросили, к примеру, номер компьютера, который был похищен у Наташи в день убийства. Вместо этого меня спрашивают, что я знаю о личной жизни Наташи. Разрабатывается эта версия, а должны разрабатываться все версии. Версия бытового убийства на почве каких-то страстей нам кажется просто абсурдной, - сказала Ганнушкина в интервью "Интерфаксу".

Руководитель следственной группы, работающей по делу Эстемировой, следователь Игорь Соболь, с которым удалось связаться корреспонденту Радио Свобода, заверил, что расследование ведется на самом высоком уровне. Правда, результатов пока нет.

- Как идет расследование, какие версии убийства рассматриваются?

- Пока и комментировать нечего, активно ведется работа. Экспертизы еще делаются.

- Достаточно ли материалов для экспертиз, есть ли надежда, что будут результаты?

- Надежда, как говорится, всегда есть, и у нас тоже она есть, что результаты будут.

- Дело возбудили в Чечне, потом его передали вам. Это очень резонансное убийство, и правозащитники предлагают передать его еще выше.
Это наше дело, наша территория. Причем здесь Москва?

- А выше куда? Мы же самая высшая инстанция, мы центральный аппарат. Дело сейчас расследуется на федеральном уровне, выше уже нет в России. Мы - управление главка Следственного комитета, одно из управлений, поэтому мы и есть самый центральный аппарат по расследованию.

- Правозащитники считают, что надо передать дело в Москву...

- Нет таких намерений и вряд ли они будут. Это наше дело, наша территория. Причем здесь Москва?

- Когда вы рассчитываете получить результаты расследования?

- О-о, я не знаю даже, ничего не могу сказать. Может, и завтра, может, через две недели, тут никто не скажет.

- Есть законные сроки, в которые надо уложиться.

- Сроки есть. Надо будет - продлим еще.

- И когда надо будет продлить?

- Ну, сейчас идут первые два месяца. Они истекут 15 сентября, - сказал Игорь Соболь.

Сотрудник правозащитного центра "Мемориал" Екатерина Сокирянская, работавшая в Грозном в день трагедии, рассказала корреспонденту РС о работе следствия:

- Вся первичная работа, все следственные действия в офисе "Мемориала", в квартире, на месте происшествия, составление фоторобота похитителей - все это было сделано сотрудниками чеченского следственного комитета Ленинского района, а затем материалы были переданы в Южный федеральный округ. Первичная работа была проведена - я участвовала почти во всех этих следственных действиях как свидетель.

- Расскажите о том дне.

- Когда стало ясно, что Наташа пропала, я стала искать ее, но никто не мог мне ничего сказать. Тогда я пошла к остановке маршрутки, на которой Наташа ездила на работе. Мне сказала девушка, что видела, как ее похищают. Видела с балкона, поэтому номеров машины не запомнила. Однако эта девушка отказалась сообщить что-то еще. Она только сказала, что прямо за машиной шла женщина в большом платке и она должна знать больше. Мы обошли все соседние дома, спрашивая, не видел ли кто эту женщину. Нам сказали, что никто не видел.

- Наташу вывезли из Чечни в Ингушетию. Значит, проезжали блокпосты.

- Видеосъемки со всех блокпостов были сняты, они анализируются сейчас Следственным комитетом. Но, как мне сказал один из оперативных работников, есть пять способов выехать из Чечни в Ингушетию, минуя все блокпосты. Кроме того, я провела полтора месяца в Чечне до того, как произошла трагедия с Наташей, и ни разу на блокпосту машину нашу не досматривали. То есть, сейчас практически машины на постах уже не досматривают, а если человек пересекает границу, предъявляя удостоверение, то он может провести что угодно, даже труп, его не досматривают. Так что если похищение совершено сотрудниками силовых структур, то их, скорее всего, и не проверяли.

Расследование убийства Натальи Эстемировой должно быть наивысшим приоритетом российского правосудия, считает правозащитник Александр Черкасов:

- Вопрос в том, насколько сильна политическая воля. Дело может находиться и в московском производстве - и тлеть там без видимой работы. А бывают следователи на местах, которые носом роют землю. Хотя в условиях современной Чечни это сложно представить. Отмечу, что терроризм - это давление на общество, а отнюдь не на государство. В этом смысле убийство правозащитника, общественного деятеля - это терроризм, и его расследованию должен быть дан высочайший приоритет. Следствие должны вести неподконтрольные местным, чеченским властям структуры. И власти Чечни должны быть первыми заинтересованы в этом, если хотят объективного расследования.

- Разве следователи ЮФО подконтрольны чеченским властям?

- В принципе, следственная группа Игоря Соболя - федерального подчинения. Но встает вопрос об их полномочиях, о возможности преодолевать сопротивление, если оно возникнет.

- Чем известен следователь Игорь Соболь?

- Соболь возглавлял созданную примерно в 2004 году следственную группу для действия, прежде всего, по Ингушетии. Раньше эту группу возглавлял Константин Кривовортов, и деяния групппы - когда из Ингушетии людей вывозили в Северную Осетию и подвергали пыткам - хорошо известны по публикациям Анны Политковской. Деятельность Криворотова была контрпродуктивной - она создала значительный рекрутинговый потенциал для Шамиля Басаева. После него группу возглавил следователь Александр Солженицын. Стиль не изменился. Затем пришел Соболь.

- Он упоминается в статьях Анны Политковской скорее в положительном смысле.

- Группа эволюционировала под огнем критики СМИ - что-то изменилось, что-то не менялось. Однако постепенно вал критики сократился. Группа эта, безусловно, опытная. Иногда и молодые следователи на Кавказе, не имея полномочий, но имея внутреннюю установку, делали колоссальный прорыв в раскрытии уголовных дел. Но развить этот успех им не позволила система в целом, - сказал Александр Черкасов.

Напомним, после убийства Натальи Эстемировой российские правозащитники заявили о том, что оно было связано с ее профессиональной деятельностью: по их сведениям, Эстемировой неоднократно угрожали. Убийство взяли под особый контроль президент России Дмитрий Медведев и глава Чечни Рамзан Кадыров. Однако руководитель "Мемориала" Олег Орлов назвал главным виновным убийства самого Кадырова. По его словам, президент Чечни считал Эстемирову личным врагом. Сам президент Чечни эти обвинения отверг, а его адвокат Андрей Красненков подал в ГУВД Москвы заявление с просьбой возбудить уголовное дело против главы правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова. Как заявил координатор партии "Единая Россия" по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями Абдул-Хаким Султыгов, целью убийц Эстемировой была дискредитация Кадырова. Позже на одном из сайтов боевиков даже появилось сообщение, что правозащитница им не мешала и они не имеют отношения к ее смерти.

Убийство Эстемировой вызвало большой резонанс за рубежом. 21 июля стало известно, что эксперты ООН по правам человека обратились к властям России с предложением оказать помощь в расследовании убийства Эстемировой. 22 июля британская газета The Guardian опубликовала письмо с требованием найти убийц правозащитницы и остановить убийства журналистов в России, которое подписали более ста человек, включая нескольких лауреатов Нобелевской премии мира.
XS
SM
MD
LG