Госдума в среду одобрила во втором чтении законопроект, предусматривающий замену единого социального налога страховыми платежами. Новый закон, который, как ожидается, вступит в силу 1 января 2010 года, открывает важнейший этап реформы российской пенсионной системы.
Единый социальный налог, объединивший платежи компаний за своих работников в Пенсионный фонд и во внебюджетные фонды социального и обязательного медицинского страхования, появился не так давно — в январе 2001 года. По мнению аналитика Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елены Пенухиной, к отказу от него правительство побуждают две причины. "Первая — переход от системы социального обеспечения к системе социального страхования, — говорит Пенухина. — То есть пенсии предстоит финансировать не за счет налоговых поступлений в бюджет, а за счет страховых взносов тех, для кого сам страховой случай, то есть выход на пенсию, еще не наступил. Вторая причина связана с нынешней зависимостью пенсионной системы от федерального бюджета. Переход к страховым взносам — это своего рода попытка повысить финансовую самостоятельность пенсионной системы, как-то ее обособить".
По экспертным оценкам, в 2009 году в каждом рубле, выплаченном российским пенсионерам, 63-65 копеек придется на именно на бюджет.
Сама по себе замена единого социального налога страховыми взносами для работников мало что меняет. Для работодателей (если не считать изменения суммы отчислений) — тоже. Но в общей реформе российской пенсионной системы это действительно новый этап, отмечает эксперт Высшей школы экономики Михаил Горст.
Эту систему теперь пытаются заменить новой, при которой государство ограничивает свою ответственность перед будущим пенсионером
"Правительство пытается отказаться от идеи "трудового стража" и перейти к понятию "страховой стаж", — комментирует он. — По сути, это попытка подвести черту под советской пенсионной системой, когда было неважно, как человек работал, и, в общем-то, не сильно важно, сколько он зарабатывал — государство несло за него некую ответственность. Эту систему теперь пытаются заменить новой, при которой государство ограничивает свою ответственность перед будущим пенсионером".
По новой системе, если человек зарабатывает более 415 тысяч рублей в год, то есть чуть больше одной тысячи долларов в месяц по текущему курсу, то никаких страховых платежей с суммы, превышающей эту планку, работодатель производить уже не будет (тогда как при расчете ЕСН использовалась регрессивная шкала). "Отчасти смысл этого решения — в том, чтобы побудить людей, зарабатывающих относительно неплохие деньги, самим заботиться о своем будущем, — объясняет Михаил Горст, — то есть переложить эту ответственность на самих будущих пенсионеров, чтобы они вкладывали деньги в пенсионную систему, государственную или негосударственную". Но, как и вся пенсионная реформа в целом, эта система призвана ограничить ответственность государства, у которого нет уверенности в том, что в будущем оно сможет выплачивать пенсию, соответствующую достаточно высоким страховым взносам, напоминает эксперт.
В 2010 году общая ставка социальных платежей не изменится, но увеличение налоговой нагрузки на предприятия все же произойдет. "Во-первых, будут отменены льготы по ЕСН для тех отраслей, которые ими пользовались — ставка для всех станет единой, независимо от отраслевой принадлежности, — перечисляет Елена Пенухина из ЦМАКП. — Кроме того, будет ликвидирована нынешняя регрессивная шкала платежей предприятий за работников, чья заработная плата попадает в диапазон от 280 до 415 тысяч рублей в год. Для них ставка обложения вырастет с 10 до 26 процентов. А в 2011 году общая ставка страховых взносов будет повышена уже до 34 процентов. Более того, в нынешней ситуации не приходится ожидать, что этот рост налоговой нагрузки будет как-то компенсирован снижением других налогов — у государства в ближайшие несколько лет просто не будет такой возможности".
Увеличение социальных платежей бизнеса за своих работников подразумевает в первую очередь пополнение остродефицитного сейчас Пенсионного фонда России.
"Повышение ставок страховых взносов позволит в значительной степени отсрочить проблему дефицита Пенсионного фонда, смягчить ее остроту, но оно не решит ее полностью, — продолжает Елена Пенухина. — Есть планы по доведению размера пенсий в стране до уровня, сопоставимого с европейским — я имею в виду увеличение коэффициента замещения зарплаты пенсией до 40 процентов, как было заявлено правительством. Плюс значительно увеличится численность самих пенсионеров. В долгосрочной перспективе все это непосильной ношей ложится и на работающее население, и на бюджет. Таким образом, для решения пенсионных проблем простого повышения ставок страховых взносов может оказаться недостаточно. Оно должно быть дополнено, например, плавным повышением пенсионного возраста для будущих поколений, стимулированием занятости среди лиц старшего трудоспособного возраста и, возможно, какими-то другими мерами".