Ссылки для упрощенного доступа

Новый Орлеан и Луи Армстронг


ДС: - 291 год назад флагманский парусник Жана-Батиста Лё Моана де Бьенвиля, французского мореплавателя, открывателя новых земель, бросил якорь в устье реки Миссисипи. Французам был нужен порт, база для основания колонии. Порт и город решено было назвать в честь регента дюка Орлеанского – Новым Орлеаном. Архитекторы Адриен де Пожер и Лё Блон де ла Тур по традиции строительства новых колониальных городов вычертили ровный квадрат в 88 гектаров, разбитый на 66 блоков. Было обозначено место для собора, дома губернатора и казармы гарнизона. Строительство было медленным, вокруг лежали болота, рабочей силы не хватало, а ураган 1722 года смел половину новых построек. Но то, что нынче называется Vieux Carré, буквально Старый Квадрат, Квартал, был-таки построен.
Хотя по форме город со временем стал напоминать полумесяц. Отсюда и его второе имя: Cressent City.
У микрофона «Свободы ваш ДС и «Время Джаза»…

Louis Armstrong - He's a Son of the South

ДС: - He's a Son of the South, «Он – сын Юга» Энди Рэзэфа и Джо Дейвиса. Оркестр Луи Армстронга, 24 апреля 33 года.
Он был сыном юга и без Нового Орлеана, без его этнического коктейля, без Vieux Carré и поляризация Даунтауна и Аптауна, он не был бы Сатчмо, не был бы Попсом, не был бы Луи Дэниэлом Армстронгом.
Но нам повезло – невероятный город на берегу Миссисипи пережил и эпидемии малярии и цунами эпохи, и кошмарные пожары, и наводнения, и бунты депортированных из Франции уголовников, и тайную продажу города испанцам, и возвращение «города веселья и свободы», как его называли снова под власть французов, и, наконец, продажу Францией Нового Орлеана Соединенным Штатам (Наполеону нужны были деньги) за 80 миллионов франков.
Стоит сравнить с продажей Аляски.
Но повторюсь, Новый Орлеан выжил и дал нам Бадди Болдена, Биг Ай Луиса, Уинги Мэнона, Мануэля Переза, Ника Ла Рока, Кида Ори и, наконец, Луи Армстронга…

Louis Armstrong - Saint Louis Blues

ДС: - Saint Louis Blues, старый добрый блюз WC Хэнди. Луи Армстронг – труба и вокал; Роберт Ли «Бобби» Хэккет – вторая труба; Джек Тигарден – тромбон; Майкл «Пинатс» Хако – кларнет и тенор; Ричард «Дики» Кэри – фортепьяно; Бобб Хаггарт – контрабас и Сидни «Биг Сид» Кэтлэт – ударные. Май 47 года, Нью-Йорк.
Почему я заговорил о французской колонии имени короля Людовика, Луизиане? По той причине, что в конце 19 века музыку, которая постепенно обретала форму, становясь джазом, играли белые музыканты, креолы и черные.
В 1743 году губернатор Нового Орлеана маркиз Пьер де Риго де Водрой сделал городу прививку версальской вакциной: город превратился в столицу пышных зрелищ, коррупции, дендизма и парада хлыщей. Учитывая тот факт, что законы Луизианы были, мягко говоря, попустительскими, что в церковных книгах эпохи отмечалось, что добрая половина населения не празднует Пасху; учитывая и тот факт, что здесь жили ссыльные, а в 30-х годах 18 века Франция прислала в Новый Орлеан тысячу триста француженок, из которых 130 были профессиональными проститутками; учитывая, что город славился своей кухней, праздниками и перегретыми нравами, не в последнюю очередь, учитывая и наличие в кварталах, где жили бывшие рабы и американских индейцев, слов hot – горячий, обозначало здесь не только климат, не только «горячие кварталы», но и музыку – hot music.
Официальным языком колонии был французский. Креольский так же был в ходу, все еще на базе французского.

Louis Armstrong - C'Est Ci Bon

ДС: - C'Est Ci Bon, «Это так хорошо…» Бетти Хоренца, запись 50 года.
Сатчмо знал еще с десяток фраз по-французски, но в отличие от креола Сиднея Бише, языком не владел.

Новый Орлеан и Луи Армстронг – вот тема дня. Почему? Сатчмо родился в Новом Орлеане 4 июля 1901 года! Но не Сатчмо герой сегодняшнего «Времени Джаза», а сам Новый Орлеан. Армстронг лишь иллюстрирует на этот раз город своего детства и молодости...

Louis Armstrong - Everybody Loves My Baby

ДС: - Everybody Loves My Baby, «Все влюблены в мою крошку, но она любит лишь меня» Палмера и Уильямса. Луи Армстронг – корнет; Эрон Томпсон – тромбон; Бастор Бейли – сопрано-саксофон; Клэренс Уильямс – рояль; Бадди Кристьян – банджо и Ива Тейлор – вокал. Нью-Йорк, 6 ноября 1924 года.
Новый Орлеан был разделен на два разных города уже в самом начале 19 века. К западу от Canal Street находился американский сектор Uptown; к востоку от той же Canal Street лежал Downtown и именно здесь жила франкоязычная община. Этот район пользовался самой дурной славой во всех США. Называли его просто «Дистрикт», т.е. округ, квартал.
Член городского совета Сидней Стори призвал в 1898 году управление города признать наличие района проституции в Новом Орлеане, но ограничить его 38-ю городскими блоками Даунтауна, где были сосредоточены самые крупные и известные бордели. Район этот так и вошел в историю, в музыку и в литературу, как город Сиднея Стори, то есть Сторивиль….
Самыми известными и роскошными борделями Сторивиля были заведения трех «мадам»: Лулы Уайт, Графини Уилли Пияцца и Джози Арлингтон…

Louis Armstrong - High Society

ДС: - High Society, «Высшее Общество», Уильямса и Пайрона. Один из самых популярных и исполняемых маршей Нового Орлеана. Оригинал принадлежит перу и таланту Портера Стила, который сочинил музыку марша в 1901 году. Само собой и оркестр Кинга Оливера «Креольский Джаз» и Сатчмо играли этот марш в 20 годах прошлого века. Но данная запись сделана оркестром Армстронга «All Stars» 30 ноября 1947 года в концертном зале Бостона.
Сатчмо, он же Попс – труба; Джэк Тигарден – тромбон; Барни Бигард – кларнет; Дик Кэри – рояль; Арвэл Шо – контрабас и Сидней Кэттлэт – ударные.
Креольский Джаз в отличие от «негритянского» той же эпохи, появился на свет не случайно. В 1724 году губернатор Нового Орлеана, тот самый Жан-Батист Лё Моан де Бьенвиль ввел в городе Code Noire, призванный регулировать жизнь цветного населения. Код уточнял, что можно афроамериканцам, и что им, по сравнению с белым населением, запрещено.
По этому закону французским католикам и креолам разрешено было вступать в смешенные браки и Creoles de Couleur, темнокожие креолы были допущены в белое общество. Многие из них стали успешными бизнесменами, врачами, адвокатами, зубными врачами и даже сами становились землевладельцами и рабовладельцами. Образование испаноязычных или франкоязычных креолов было на уровне просвещенных белых.
Creoles de Couleur были знатоками и поклонниками искусств, были изысканными щеголями, многие становились музыкантами. Чуть ниже на социальной лестнице стояли креолы-торговцы, агенты по недвижимости, портные, парикмахеры и плотники. Но в целом и они были вполне респектабельными членами общества.
Саксофонист, кларнетист и композитор, родившийся в Новом Орлеане на четыре года раньше Армстронга, родившийся именно в семье богатых креолов, был многие годы гораздо более известным музыкантом в мире джаза, чем Луи… Вот его пьеска: Blues For Tommy…

Sidney Bechet - Blues For Tommy

ДС: - Blues For Tommy, «Блюз для Томми», композиция Сиднея Бише, кларнет и сопрано; Фрэнк Ньютон – труба; Джей Си Хигенботэм – тромбон; Мид Лакс Льюис (несколько вялый в этой записи) – рояль; Тедди Банн – гитара; Джонни Уильямс – контрабас и всё тот же кочующий Сидней Кэттлэт – ударные. 8 июня 39 года, Нью-Йорк…

Увы, во время Гражданской войны в Луизиане был введен новый закон, так называемое «законодательство номер 111», по которому франкоязычные католики-креолы или как их теперь называют франко-американцы, потеряли свои права и были понижены в ранге на социальной лестнице до англоязычных протестантов афроамериканцев. Короче, креолы были изгнаны из общества белых, начали разоряться, терять работу и именно в этот кризисный момент владение музыкальной грамотой, умение играть спасло многих новоорлеанских креолов от окончательной катастрофы.
Но креолы джазмены 19 века все же считали себя музыкантами высшей категории по сравнению с черными джазменами. Это противостояние длилось почти два десятилетия…

Louis Armstrong - Where the Blues Were Born in New Orleans

ДС: - Where the Blues Were Born in New Orleans, «Блюз родился здесь, в Новом Орлеане», Клиффа Диксона и Боба Карлтона. Луи Армстронг и его Dixieland Seven; 17 октября 46 года, Лос-Анджелес.
Музыкантам-креолам Нового Орлеана платили гораздо больше, чем афроамериканцам. Но к концу 19 века ситуация эта стала меняться. Джазменам креолам становилось все яснее, что им не хватает того, что их черные коллеги называли hot. На первых порах это лишь ухудшило отношения между двумя музыкальными общинами. Как вспоминал контрабасист Джордж Фостер, цитирую, «Худшим Джимом Кроу (который был синонимом дискриминации) были
сами цветные».
Гитарист Сан-Сир вторил ему: - Мулаты в ту эпоху относились к черным более предвзято, чем белые»
Фостер добавлял, что в новоорлеанских церквях скамейки были распределены по тону кожи, чем темнее была твоя кожа, тем ближе ты был к выходу…
Белый трубач Уинги Мэноун вспоминал о другой стороне Нового Орлеана:
«Как бы не тяжела была жизнь в беднейшем районе, в Back o’ Town, который находился к западу от Canal Street и к северу от Rampart street, где царили уже не белые, а черные гетеры, звуки музыки смягчали саму атмосферу города. И особенно крики уличных торговцев, продавщиц черники, прачек, мальчишек предлагавших креветок, точильщиков или продавцов соды – все они не выкрикивали, а «пели» куплеты своей бродячей рекламы.
Мэноун писал: «Подросток в Новом Орлеане постоянно купался в музыке, буквально со дня рождения. Он получал музыкальное образование, одновременно учась ходить и говорить. Если ты был родом из «города Полумесяца» - музыка была у тебя в крови».
Еще один белый джазмен, корнетист Джонни Уиггс, уточнял: - На тех улицах звучали самые непристойные блюзы, которые мне когда-либо довелось слышать….»

Louis Armstrong - All that meat and no potatoes

ДС: - All that meat and no potatoes, «Столько мяса, а где же картошка?», Уоллера и Кёркби…
В дуэте Сатчмо и Вельмы Мидлтон можно проследить и иной смысл; двусмыслица была почти правилом. По идее Армстронг входит в дом и спрашивает: «Что же ты готовишь, женщина? Столько мяса и совсем нет картошки?»
Но мясо – это так же «плоть», а potatoes на жаргоне – доллары. Столько плоти и ни копейки…
Трамми Янг играл на тромбоне; Барни Бигард – на чем же ему еще играть? – на кларнете; Билли Кайл – на фортепьяно; Арвелл Шо – на контрабасе и Баррет Димс – на ударных. 27 апреля 55 года, Нью-Йорк. Альбом «Сатчмо и All Stars играют Фэтса Уоллера»…

Новый Орлеан, родина джаза, родина Луи Армстронга, который появился на свет в День Независимости США 108 лет назад!
У микрофона всепроникающей «Свободы» ваш ДС и ваше «Время Джаза»…
Летние фестивали и джаз-мануш в наших ближайших передачах!
Креольский кларнетист Альфонс Пику вспоминал, что однажды (слияние афро-американских, «черных» и франко-американских креольских оркестров наконец-то началось!) «негритянские» джазмены, услышав, КАК он играет, пригласили его к ним на репетицию.
Альфонс Пику предложение принял и попросил дать ему партитуру.
– Тебе не нужна партитура, - был ответ.
– Это невозможно! Как же я буду играть? – спросил Пику. – Что ж я буду просто сидеть с кларнетом в руках?
Ответ был еще проще: - Кончай переживать! Придешь и все поймешь...
Следующая строчка в воспоминаниях Пику гласит:
- Они играли чудесную джазовую музыку, музыку, о которой я абсолютно ничего не знал!
Музыканты Даунтауна, креолы – читали по нотам; неплохие музыканты! Ребята из Аптауна начинали с какой-нибудь фразы, к ним присоединялись остальные, и это был их стиль. Никаких нот. Называлось это в ту эпоху – регтайм и парни из Аптауна играли самый бешенный, самый невероятный регтайм, который нам, в Даунтауне и не снился…»

King Oliver's Creole Jazz Band

ДС: - King Oliver's Creole Jazz Band, историческая запись сделанная 6 апреля 1923 года в Балтиморе: «Креольский джаз-банд Кинга Оливера». Оливер и
Армстронг – корнеты; Оноре Дютре – тромбон; Джонни Додс – кларнет; Лил Хардин – фортепьяно; Бил Джонсон – банджо и Бейби Доддс – ударные.
Ну, и несколько непривычных слов о самом Луи Армстронге. Когда он вышел из воспитательной колонии им. Макаренко, точнее из исправительного заведения «Waif’s Home», где его и научили играть на горне, он хотел быть таким же самостоятельным и крутым, как и его одногодки. В своей книге «Моя жизнь в Новом Орлеане» он писал о ночных пташках соседних улиц:
- Вечерами они стояли в дверях борделей, одетые в чудесные, изысканные неглиже и чуть слышными голосами заманивали проходящих мимо парней. Многие из них работали сменами: одна крошка работала днем, а другая меняла ее ночью».
Писал он и про свою обожаемую мать Мейен, что «не знал точно, подрабатывает ли и она на соседних улицах или нет».
Как и приятели Луи, которые считали обязательным облагать налогом какую-нибудь гетеру, и Луи какое-то время числился среди молодых сутенеров.
«Приятели мои, - писал он, - особенно не наживались на этих девицах, зато престиж их был велик…»
- И я тоже, - добавлял он, - cut in on a chick». Завел себе такую крошку».
Одна из этих ночных пташек, креолка Дейзи Паркер, стала первой женой Армстронга.
Само собой интерес к ночной жизни, к салунам и борделям был и интересом к джазу. Луи вечно таскал с собой трубу. Он купил свой первый корнет – «помятый и с искореженным раструбом» за десять долларов в ломбардной лавке. Он замазывал дыры в трубе хозяйственным мылом…

Louis Armstrong - Back O' Town Blues

ДС: - Back O' Town Blues, Армстронга и Рассела. Сатчмо и Бобби Хэккэт – корнеты; Джек Тигарден – тромбон; Пинатс Хако – кларнет; Дик Керри – рояль; Боб Хаггарт – контрабас и Сид Кэттлет – ударные. 17 мая 47 года, Нью-Йорк.
Новый Орлеан – был и остается центром жизни и культуры Караибского региона.
Как и центром культа Вуду, добравшегося до Америки из бывшего королевства Догомеи.
И, как и раньше во времена cadien, французской Луизианы, так и нынче, девизом жизни остается французское же «Laissez les bons temps rouler», «Не противься удовольствиям жизни», «Живи и наслаждайся».
Город полон истории до краев, по нему до сих пор проносится, рассыпая искры «Трамвай Желание» Теннесси Уильямса, а на скрижалях почетных уроженцев Нового Орлеана столько джазменов, певцов и певиц, что мне просто их не перечислить. От блюзмена Роя Брауна, короля Ритма-и-Блюза Фаэтса Домино, Луи Прима, до Махалии Джексон, Уинтона и Бредфорда Марсалисов…
Но добавлю писателя Трумена Капоте – город исправно поставлял urbi et orbi великолепных литераторов.
Трудно выбрать последнюю пьеску, последнюю песню. Быть может голос Эллы смягчить нам расставание:

Ella Fitzgerald & Louis Armstrong - Learnin' The Blues

ДС: - Learnin' The Blues, Первый урок изучения блюза…, Вики Сильверс…
Элла Фитцджеральд, Луи Армстронг и квартет Оскара Питерсона. Июль 57 года. Голливуд, Калифорния.
Что ж, пора покинуть Cressent City. Заметьте, однако, как долго еще звучит его музыка, даже когда он сам уже растаял во влажной дымке дельты Великой Реки…
Подкаст «Времени джаза» ждет вас на сайте «Свободы» svobodanews.ru. До следующей недели, всех благ, чао, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG