Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Людмила Телень.
Андрей Шарый: Компания "Газпром" предложила Туркмении ограничить объемы поставок газа, закупаемого Россией. Причина - в Украине, которая сократила объем потребления топлива. Одна из причин газовых конфликтов, как полагают эксперты, - это непрозрачность схем поставок топлива из республик Центральной Азии через Россию и Украину в западноевропейские страны. На это обстоятельство обратил внимание в беседе с обозревателем Радио Свобода Людмилой Телень финансовый аналитик Андрей Сотник.
Андрей Сотник: Отношения "Газпрома" со своими "дочками" и "внучками", а каждой из них - между собой крайне непрозрачны, здесь масса "черных дыр", из-за чего невозможно понять, чьи именно интересы защищает газовый монополист в том или ином конфликте. Туркменский газ, прежде чем попасть на Украину, должен пройти 400 километров по узбекской трубе, 800 километров - по казахской и около 1100 километров - по российской. Этот газ является экономически привлекательным, он в основном отправляется на Украине на экспорт, поэтому считается на Украине транзитным, соответственно, не облагается таможенной пошлиной. Поэтому, перепродавая его на экспорт, система посредников зарабатывала до 60 долларов на каждой тысяче кубометров. В год это приносило этим "счастливчикам" не менее 1,5 миллиардов дохода только на туркменском газе. Это же относится и к узбекскому газу, для России, Украины и Казахстана транзитному, и к части казахского газа, для России и Украины он транзитный. Сколько было получено "внебюджетных" доходов от всего транзитного газа - не узнаем никогда.
Людмила Телень: Вы полагаете, что эти "счастливчики" имели отношение к "Газпрому"?
Андрей Сотник: Если иметь в виду, что в большинстве случаев от имени "Газпрома" в конфликты вступают подлинные, то есть бенефициарные владельцы как всего транзитного газа из трех среднеазиатских республик бывшего СССР, так и национальные владельцы (назовем их транзитерами) бывшей единой, а ныне национализированной системы транспортных газопроводов, услуги которых оплачиваются тем же газом, а не деньгами. Именно их интересы могут быть спрятаны за очередными выступлениями газового монополиста против тех или иных посредников-отступников.
Андрей Шарый: А сейчас в прямом эфире программы "Время Свободы" украинский внешнеполитический эксперт, главный редактор журнала "Главред" Сергей Солодкий.
Сергей, похоже, что обе стороны этого спора - и Россия, и Украина - пытаются сейчас объяснить потребителям-западноевропейцам, что не они, не Москва и не Киев, виноваты. Насколько эта пропагандистская кампания, политическая кампания удачно получается у украинских руководителей, на ваш взгляд?
Сергей Солодкий: Вы знаете, именно сейчас газовый вопрос, я бы не сказал, что он занимает главное место в информационном пространстве Украины, поскольку все обсуждают вопрос создания коалиции и так далее. Тем не менее, время от времени газовый вопрос всплывает на поверхность, и о газовой войне те или иные политики вспоминают, пугают украинцев очередным отключением российского газа для украинских потребителей, но я бы не сказал, что это сейчас главный вопрос, на котором украинские политики пытаются или пиариться, или играть. Пока что это пребывает в такой более скрытой как бы фазе, и больше в Украине слышны как бы голоса из Москвы, из России.
Андрей Шарый: Сергей, не опасается ли руководство Украины, что отношения с Западной Европой в результате будут испорчены, в результате этих газовых проблем, и завершиться может все тем, что Украина потеряет темп, который ей так необходим для того, чтобы приблизиться к европейским структурам?
Сергей Солодкий: Вы знаете, Украина, на самом деле, давно уже замедлила свой темп, если он вообще был в последние годы, по приближению к европейским структурам. Но конечно, очередной газовый конфликт может серьезно ударить по авторитету, по репутации Украины. Мы помним, как отразился на имидже Украины последний газовый конфликт в январе этого года. Нельзя сказать, что он ударил только по Украине. Все западные эксперты и политики признают, что он в одинаковой мере ударил и по России, и по Украине. В данной ситуации, к сожалению, обе стороны не вынесли уроков из второй газовой войны и продолжают вот эти игры, порой непонятные даже экспертам, кто за кем стоит, кто кому что должен и кто какие цели преследует. Ну, и стороны не понимают, что проиграть могут в итоге и Украина и Россия: Россия - в плане финансовом, Украина - в плане имиджевом и тоже финансовом.