Ссылки для упрощенного доступа

Чего бизнесу не хватает


Лидер общественного движения "Развитие предпринимательства" депутат Госдумы Иван Грачев
Лидер общественного движения "Развитие предпринимательства" депутат Госдумы Иван Грачев

Президиум правительства на заседании в понедельник рассмотрел карту проекта "Развитие малого и среднего предпринимательства", призванного увеличить долю малого и среднего предпринимательства (МСП) в российской экономике и способствовать формированию его "инновационно-производственной структуры".


Программа, помимо всего прочего, декларирует обеспечение спроса на продукцию и услуги МСП за счет государственного и муниципального заказа, облегчение доступа к недвижимости и подключения к инженерным сетям, снижение административных и налоговых издержек, выделение средств на государственные гарантии по кредитам — всего 11 задач и 69 мероприятий. Об этом сообщает пресс-служба правительства. В 2009 году, как ожидается, федеральная поддержка сектору составит 78 миллиардов рублей. Объемы финансирования в 2010-2012 годах, по словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, будут уточняться по мере подготовки проекта бюджета. Конечная цель программы — доведение доли малого и среднего бизнеса к 2012 году до 30 процентов ВВП и прирост числа занятых в нем до 28 процентов (против нынешних 14 процентов) от всего активного населения. Удельное число предприятий МСП, как ожидается, увеличится до 11,4 на тысячу человек.


Однако, при всей своей полезности, заявленные меры не решают первоочередных задач, стоящих перед российскими предпринимателями, отмечает в интервью Радио Свобода лидер общественного движения "Развитие предпринимательства" депутат Государственной думы от фракции "Справедливая Россия" Иван Грачев:


— Начиная с 1993 года малое предпринимательство работало в постепенно ухудшающемя "климате". Достаточно посмотреть на налоговые условия, предусмотренные старым законодательством, когда в первые годы существования малого предприятия вообще можно было не платить налог на прибыль, и сравнить с тем, что есть сейчас. Были отдельные проблески, например, подготовленный нами закон об упрощенной системе налогообложения для малых предприятий. Правительство его в чуть-чуть худшей редакции поддержало и провело через Думу. Части малых предприятий, думаю, их около ста тысяч, он действительно дал дополнительные возможности. Но в целом, безусловно, никаких переломов в судьбе малого предпринимательства не наблюдалось и не наблюдается. В кризис же в крайне тяжелом положении оказались до трети малых предприятий.


— Почему, на ваш взгляд, федеральные целевые программы по развитию малого предпринимательства оказались недостаточно эффективны?


— Первая программа была как раз по закону 1993 года. Предполагалось, что президент будет ежегодно выступать в Думе с отчетами о ее исполнении. Потом всю обязательную отчетность выкинули. Тем не менее, программа есть. Она иногда по миллиарду, иногда по пять миллиардов рублей в год наполняется. В основном средства идут на так называемую инфраструктуру — фонды, частично — на госгарантии. Надо ответить на принципиальный вопрос, который по инновациям задал президент Медведев на днях: почему, собственно, изменений нет?


— И почему же, как вы думаете?


— Правительство всё время предлагает какие-то частные меры, вместо того, чтобы выслушать самих предпринимателей. Правительство все время выдумывает какие-то новые варианты, например, массированное участие в госзаказе и так далее. О том, что на самом деле волнует малых предпринимателей, их не очень спрашивают.


— Например?

— Например, сейчас их массово изгоняют из помещений. По закону, который якобы должен был помочь им получить арендованные помещения в собственность, их на самом деле массово сгоняют по всей стране под различными предлогами. Давайте продлим старые условия, увеличим период отсрочки, то есть дадим им хоть какой-то реальный шанс получить недвижимость в свое распоряжение. Но такие законы — те, о которых действительно просят малые предприниматели — в Думе отвергаются начисто. Мы внесли набор поправок, решающих эти проблемы, но парламентское большинство с согласия правительства их выкинуло.


— И что предлагается взамен?


— Вещи, которые, как правило, малый бизнес не очень волнуют, у него нет там особых шансов на успех. В частности, докапитализация банков и расширение гарантий. Да, неплохая мера. Но работает ли она реально, для обычных предпринимателей? Не особенно. Или, например, доведение доли малых предприятий в госзаказе до 20 процентов. Абстрактно — тоже неплохая мера. Но начнешь ее разбирать в деталях — видно, что ничего особенного они не получают. Потому что по госзаказам есть оговорки. В частности, возможность все отдать единственному исполнителю из соображений секретности, уникальности технологий, ну и так далее. По факту выяснится, что реально в ближайшей исторической перспективе ничего особенно полезного это малым предприятиям не даст. То есть мера неплохая, она когда-то, может быть, начнет работать, но сегодня для большинства малых предприятий она несущественна. У меня складывается нехорошее ощущение, что сначала необходимые людям позарез решения не принимаются, зато потом им говорят правильные, в общем-то, слова.


— А что говорят сами предприниматели? Что им нужно, чтобы выжить?


— Первая проблема — недвижимость, о чем я уже сказал. Второе — расширение "упрощенки". Упрощенная система налогообложения себя нормально зарекомендовала, и надо существенно ее расширить. Предприятия покрупнее говорят, что, конечно, и НДС надо было бы уменьшить.


— В апреле председатель правительства говорил о необходимости расширить применение упрощенной системы налогообложения...


— Да, расширение области применения упрощенной системы налогообложения с 30 до 60 миллионов рублей — это, скорее, исключение. Но и тут, на самом деле, получается просто компенсация инфляции и обесценения рубля. Малые предприятия давно требовали увеличить оборот, который позволяет работать по этой системе, хотя бы до 100 миллионов. Но, тем не менее, понятно, что это полезная мера.


— А в мае, например, вступило в силу постановление правительства о присоединении к электросетям — энергетики теперь не вправе отказывать в технологическом подключении малых мощностей, до 100 кВт…


— Это опять абстрактная мера. Если разбираться детально, почему, собственно, не подключают людей, выяснится, что у нас, например, та же Москва — это энергодефицитный регион. А если мощностей не хватает, какие законы ни пиши, проблемы с подключением обязательно будут. И выльются во взятки чиновникам. Мощностей не хватает в 30 регионах. Где-то кризис временно снял эту проблему, но и то не везде. А если энергии нет, то тебя к ней не подключат. Никуда ты не денешься.

XS
SM
MD
LG