Ссылки для упрощенного доступа

Чернобыль и Фукусима с точки зрения психологии


Дым над АЭС Фукусима
Дым над АЭС Фукусима
За всю историю развития российской атомной энергетики, а это более 60 лет, в России произошло чуть менее 400 радиационных аварий.

Чернобыльский взрыв стал самой известной из них, хотя до него были и заразивший восточный Урал комбинат "Маяк", и утечка радиации при строительстве подводной лодки на заводе "Красное Сормово", а также другие события.

Нужно ли готовить население к возможным катастрофам, что необходимо знать о радиационных авариях и каких действий стоит ожидать от российских властей в подобных экстренных ситуациях?

Россия вряд ли способна применить опыт японского правительства по подготовке населения к чрезвычайным ситуациям. И дело не только в географическом положении и больших размерах страны. Причиной тому типично российский взгляд на жизнь, иногда и надежда на русское "авось". Так считают психологи. Готовить население к чрезвычайным ситуациям масштаба Чернобыля или Фукусимы-1 можно, – считает эксперт Курчатовского института Андрей Гагаринский, однако он не уверен, что такое знание поможет большинству людей:

– Нормальный человек, если он не работает на станции, никогда в жизни не столкнется с большим уровнем радиации, если только атомной войны не будет. Поэтому даже если вы будете заставлять его узнать что-то об этом, он не очень захочет. С моей точки зрения, полезно знать, что человек живет в океане радиоактивности. Человеку было бы полезно знать, что сам он излучает радиоактивность, так же как и его жена – он излучает на нее, а она на него. На Фукусиме нет планетарной катастрофы, есть локальная авария. Когда что-то происходит, люди начинают нести что-то несусветное: "Радиационный фон превышен в 7 млн 155 раз". Откуда они это взяли? Йод-131 распадается за 8 дней.

Даже то, о чем рассказал вице-президент ядерного общества России Андрей Гагаринский, знают отнюдь не все россияне. Большинство, особенно жители Камчатки или Сахалина, как и все японцы, знакомы с техникой безопасности при землетрясении. Необходимо выйти на открытую территорию, а если такой возможности нет, встать у несущей стены дома или в проем двери. Но что делать в случае радиационной аварии, знают единицы.

Правильная информация о радиационной обстановке и о последствиях крупных аварий доходит до населения лишь в 40% случаях. Это сообщила глава управления преодоления последствий радиационных аварий и катастроф МЧС России Татьяна Марченко. Она рассказала, что делает министерство для повышения осведомленности граждан. Чиновники исходят из того, что чем больше люди знают о радиации, тем меньше беспричинно волнуются:

– Мы открыли сайты, российско-белорусский информационный центр и проводим так называемые "вопросы-ответы". Кроме этого организовали систему обучения населения. Население больше, наверное, верит специалистам международных организаций, а не местным специалистам. Поэтому мы используем все совместные с международными организациями исследования, сотрудничаем и с ВОЗом, и с МАГАТЭ, и с ООН. И постоянно предоставляем населению контакт с нашими учеными. Мы сделали так называемые терминалы в радиоактивно загрязненных территориях. Человек может набрать интересующий вопрос, например, по законодательству, или в отношении продуктов питания.

Такие информационные терминалы расположены в Брянской, Тульской, Калужской областях, – добавила Татьяна Марченко. На самих станциях регулярно проходят учения по радиационной безопасности. Теперь начались еще и внеплановые – в связи с мартовскими событиями в Японии. Люди стараются как можно больше узнать о возможной угрозе – рассказал официальный представитель концерна "Росэнергоатом" Алексей Сяганов:

–Такие противоаварийные тренировки прошли на всех атомных станциях, там отрабатывались действия в условиях полного обесточивания собственных нужд энергоблоков и полной потери охлаждающей воды. Сейчас проходят общественные проверки: группы из представителей общественных, экологических организаций, органов власти знакомятся с работой энергоблоков, системами пассивной и активной безопасности. У нас есть информационные центры атомной энергетики в столицах тех регионов, где расположены объекты. Центры работают постоянно. К этому проявляют повышенный интерес в связи с аварией на Фукусиме и 25-летием аварии на Чернобыльской станции.

После аварии на Фукусиме, да еще и в год 25-летия Чернобыльской аварии большой поток информации об опасности радиации заставил насторожиться даже скептиков. Люди чаще стали искать информацию по спасению в чрезвычайных ситуациях через интернет, многим стали интересны также правила пользования защитным снаряжением – противогазами, респираторами. Массовые учения как репетиция спасения в чрезвычайной ситуации могут иметь положительный психотерапевтический эффект, – считает психолог Тимофей Нестик:

– Нужно помнить, что радиационная угроза невидима, а последствия ее сказываются не сразу. Поэтому тут можно столкнуться с разным отношением людей – от остро панического до почти безразличного. При катастрофе ключевым фактором является слаженность, скорость. В этом смысле, конечно, на ядерных объектах такие учения должны проходить регулярно. В условиях, когда возникает большое количество слухов, при повышенной тревоге, неопределенности такие учения снижают панические настроения. Просто потому, что люди понимают, что нужно делать и начинают чувствовать себя увереннее.

Эксперт добавил, что все традиционные для России тренинги по действиям в чрезвычайной ситуации рассчитаны на помощь в краткосрочной перспективе. Представлять себе, что необходимо сделать в ближайшие часы, чтобы выйти из опасной зоны, – это одно. Совсем другое – продумать жизненные стратегии на случай, если уже не суждено вернуться домой. Это пережили десятки тысяч людей, чьи дома попали в зону отчуждения после аварии на Фукусиме и на Чернобыльской атомной электростанции 25 лет назад.
XS
SM
MD
LG