Ссылки для упрощенного доступа

Российские регионы: Ульяновская область


Ирина Лагунина: Среди новостей из Ульяновской области наткнулась сегодня на такую: Ассоциация индустриальных парков России сертифицировала ульяновскую промышленную зону "Заволжье". "Мы построили сети, подвели дороги, перевели земли в статус промышленного назначения, разработали концепцию развития. И в итоге получили официальный статус действующей промышленной площадки, открытой для резидентов, и вошли в тройку первых сертифицированных индустриальных парков России. Наша промышленная зона не проект, которых в России достаточно, а реально действующий индустриальный парк, что выгодно отличает нас от других регионов", - рассказал журналистам исполнительный директор Корпорации развития региона Сергей Васин. Что на самом деле происходит в области?
В дискуссии участвуют профессор, доктор географических наук Наталья Зубаревич и политолог Лев Павлючков. Цикл "Российские регионы" ведет Игорь Яковенко.

Игорь Яковенко: Наталья Васильевна, что происходит в экономике и социальной сфере этого региона?

Наталья Зубаревич: Знаете, сейчас это один из самых интересных российских регионов. Потому что в 90 годы за Ульяновской областью прочно закрепилось название депрессивный регион, более половины промышленного производства рухнуло. Да и в 2000 темпы роста были какие-то, может быть даже порой выше среднего бывали, но устойчивого развития особо никто не отмечал. 9 год область пережала тоже достаточно тяжело, как машиностроительный регион, я имею в виду в кризис. И вдруг в 10 году мы отмечаем совершенно удивительные вещи: очень сильный промышленный рост в области, на 23% в год – это серьезно. В области появляются и начинают действовать и западные инвесторы, и новые производители автокомпонентов. И вот у всех возникает вопрос – за счет чего? Это могучая работа региона или счастливое стечение звезд? Вот это бы я сегодня с удовольствием пообсуждала.

Игорь Яковенко: Лев Викторович, губернатор Сергей Морозов выделяется из общего административного ряда глав регионов обилием идей, которые одни называют креативными, другие таким экзотическим пиаром. Идея сказочной карты России, на которой Ульяновская область является родиной Колобка, и губернатор не просто бросил эту идею, а пытается ее развивать, создает инфраструктуру, студию мультфильмов о Колобке и так далее. Насколько Сергей Морозов серьезный, вдумчивый, целеустремленный политик, насколько он контролирует ситуацию в регионе?

Лев Павлючков: Я хотел бы вернуться к словам Натальи Васильевны о том, что вдруг не случается просто так промышленный рост на 23%. Уже, наверное, одно это говорит о том, что помимо Колобка, буквы Ё и прочих экзотических идей, а их еще много не перечислили, там было и "роди патриота в день России" и много всего. Сегодня, например, разворачивается борьба с курением. Неплохая, кстати, идея при непосредственном патронаже губернатора. Так вот все эти идеи, которые на первый взгляд являются яркими всего лишь пиаровскими шагами, которых несть числа было на пределах Российской Федерации, в Туле в свое время "Формулу-1", автодром строили, в Самаре при Титове завозили голландских супер-коров, которые молоком должны залить Россию. Все кончилось никак. В Ульяновске удивительным образом сочетается креативная, по-доброму позитивная имиджевая составляющая региона, которую Морозов очень приветствует, очень внимательно следит за тем, чтобы регион звучал, регион был на слуху. И это абсолютно правильно, потому что конкуренция межрегиональная существует, и получить столь лестную оценку, например, уважаемой Натальи Васильевны тоже надо было заслужить, надо быть заметными. Но на самом деле, конечно, все это внешняя сторона вопроса. Внутренне со стороны Морозова с первых дней его прихода к руководству регионом, а я напомню, что Морозов был избран главой на всенародных выборах буквально одним из последних, после него были выборы в Ненецком автономном округе, так что Ульяновская область последняя, которая прошла процедуру общих выборов. Так вот, с того самого времени промышленность является ключевым стержневым вопросом, которым Сергей Иванович и его команда, причем это были разные команды, все эти годы занимались. Но надо сказать и надо быть справедливыми в том, что Ульяновская область и к тому моменту подошла с работающей промышленностью, чем она убедительным образом отличалась от соседних Самарской и, например, Саратовской областей, где оборонные заводы к тому времени находились не в лучшем состоянии.

Игорь Яковенко: Наталья Васильевна, как все-таки вы, вы так подвесили вопрос, что является причиной такого довольно серьезного заметного экономического роста. Лев Дмитриевич объяснил это умелой политикой команды губернатора, вы чем это объясняете?

Наталья Зубаревич: Давайте я разложу на кучки. Кучка первая: объективные преимущества региона, довольно плотно заселенного, близко расположенного к центру, с развитой промышленной рабочей занятостью, то есть есть рабочая сила, с довольно сильной дешевизной труда. Для любого инвестора это уже галочка, издержки будут ниже, рабочую силу найдут. Пункт второй: рядом находится Самарская область, которая долго перетягивала все инвестиции и внимание, крупный, миллионик, да еще рядом Тольятти, огромный рынок сбыта. Но с тех пор, как там началась вакханалия управленческая - это где-то все 2000 годы, и Титов, и нынешний губернатор по полной программе, инвесторы понимают, что туда заходить опасно. И вот рядом область, где есть эффективные преимущества и более внятная управленческая команда. Я проведу тренд очень простой, три фамилии назову – Горячев, Шаманов и Морозов. Кто бы ни был третий, после первых двух это всегда лучше, потому что то, что было - это просто катастрофа управленческая. Три сюжета.
А дальше начинается следующее: кто зашел с инвестициями в область. Пищевики. Это "Марс". Немножко зашли с автокомпонентами в основном для сборочных предприятий. То есть зашли туда, где четко будет рядом рынок сбыта и зашли с теми видами продукции, которые рядом тоже будут употребляться. Абсолютно рациональный ход. Ульяновская область дождалась своего времени. Но вопрос: надолго ли счастье? И вот здесь я уважаемому коллеге задаю вопрос: скажите, пожалуйста, можно ли двигаться дальше, если у вас уже в 10 году инвестиции падают на 13%, если у вас ввод жилья падает на 12%, быстрее, чем по всей стране, если у вас расходы бюджета на национальную экономику за два года сократились вдвое. Откуда деньги будете брать на инфраструктуру? Счастье заканчивается. Это разовый подарок. Сможет ли область пролонгировать интерес инвесторов?

Игорь Яковенко: Лев Викторович, ваше мнение ваша экспертная оценка?

Лев Павлючков: В 2015 году, последние наши данные, которыми я могу эффективно пользоваться, говорят о том, что ввод жилья увеличится на 50%, инвестиции будут плюс 37,2. Я могу назвать конкретные объекты и конкретные ситуации, которые подтвердят эти цифры. Смотрите, вернемся с вами к началу. Чудесно мы с вами про "Марс" вспомнили. Ситуация с "Марсом", я ее помню прекрасно, действительно там сейчас работают два завода. Я помню тот день, когда из "Марса" большая делегация в Ульяновск, и мне необходимо было с ними встретиться, потому что стоял один очень важный вопрос: у нас либо в Ульяновске будет строительство, либо в Саратове. Все было очень прозрачно, два выбора. Причем Саратов более простой выбор, хорошие коммуникации, хорошая логистика, великолепная площадка. А та площадка, которая подходила для "Марса" в Ульяновске, была, к сожалению, с точки зрения инфраструктуры и подключения тяжелой. Мы с ребятами какое-то время сидели, обсуждали и эмоционально, и содержательно, и с привлечением разнообразных экспертов. Я работаю по Поволжью, поверьте, могу сравнивать ситуацию с точки зрения потенциала управленческого практически во всех субъектах ПФО. Я сказал: ребята, вы в Саратове то, что можете сделать в Ульяновске за год, не сделаете за три года. Ребята меня послушали, получили инвестиционный зонтик, сегодня у губернатора работает система инвестиционных зонтиков, когда конкретный чиновник администрации закрепляется за конкретным инвестором и сопровождает этого инвестора как священную корову по всем кабинетам, по всем коридорам власти с тем, чтобы инвестор смог реализовать свой инвестиционный потенциал. Таким образом, есть что-то в будущем, что позволит смотреть на все эти вещи с оптимизмом. И я бы особенно хотел отметить ради справедливости особую эксклюзивность ситуации по автопрому. Как раз в делах автопрома, давайте будем справедливы, нет никакой особой роли со стороны областной администрации, Морозова. Просто повезло с тем, что продукт, который делает УАЗ – это нишевый продукт, у которого случается регулярно один и тот же богатенький заказчик – государство.

Игорь Яковенко: Каковы отношения власти Ульяновской области с обществом, с гражданским обществом? Во время недавней инаугурации губернатора Сергея Морозова его заместитель распорядился выбросить из помещения, где проходила инаугурация, журналиста местного средства массовой информации. То есть такой держимордовский стиль характерен для местной власти ил это какая-то случайность, не отличающая?

Лев Павлючков: Это полный бред, я готов ответить за свои слова в суде. Я видел эту ситуацию, я был на инаугурации. Милейший человек, худенький, интеллигентный Толя Озернов, помощник губернатора, зам руководителя его аппарата, никакого человеконенавистнического приказа и отдать близко не мог. Навязчивое поведение очень скандального журналиста, по-моему, Красильников его фамилия, с местного информационного ресурса, проводит он такую политику, хочет пиариться. Ерунда полная. Я хочу сказать так: в Ульяновске человеческие отношения между гражданским обществом. И сидят в первом ряду на инаугурации лидер КПРФ, Куринный, Николай Петрович Доронин, лидер местных эсеров, местный олигарх и бонвиван и прекрасно себя чувствуют. Нет никакой задушевности. Представьте себе в Саратовской области посадить в один ряд Володина и Фрашкина, они, по-моему, в Госдуме друг на друга не смотрели.

Игорь Яковенко: Там и среди местных единороссов примерно такие же отношения.

Лев Павлючков: Правильно. Такие отношения характерны для 85% территории Российской Федерации. Те 10% вменяемых территорий, куда входит Ульяновская область, я туда даже бы отнес Липецкую область, Северную Осетию, например, там тоже человечность сохраняется. Малое количество территорий и людей осталось в политике и во власти, которые четко понимают, что такое хорошо, а что такое плохо. И поэтому нет вокруг Морозова ни коррупционных скандалов, ни каких-то историй о том, что кого-то он съел из своих политических оппонентов. Политические оппоненты живы, здоровы, зарабатывают бешеные деньги, формируют новые слои элиты перед выборами. Кстати, выборы там, поверьте мне, - это честные выборы.
XS
SM
MD
LG