Владимир Путин сегодня будет отвечать на вопросы пользователей глобальной сети Интернет. Организатором виртуальной пресс-конференции, которая начнется в 17 часов по московскому времени, выступил портал «Яндекс». В адрес президента России уже поступило более 100 тысяч вопросов и их сбор еще продолжается. И хотя президент ответит только на 20 или 30 из них, остальные тоже не пропадут зря: впервые все они будут представлены в открытом доступе с разбивкой по темам. Этот огромный массив информации будет еще долго анализироваться социологами и политологами.
О том, как бы организован сбор вопросов, Радио Свобода рассказала главный редактор компании «Яндекс» Елена Колмановская. По ее словам идея такой пресс-конференции возникла в администрации президента. Ее представители обратились к порталу, сообщив, что хотят собирать вопросы через Интернет.
Сейчас в проекте участвуют 114,5 тысяч вопросов и за них отдано около 800 тысяч голосов, но в целом может поступить до 150 тысяч вопросов. В рабочие дни конференцию посещали около 200 тысяч человек. Между тем, не все вопросы дойдут до президента, говорит Елена Колмановская, некоторые из обращений приходится блокировать: «Мы блокируем примерно 12% вопросов. Часть вопросов, которые блокируются, связаны не с тем, что там шутки или хулиганство, а с тем, что там нет предмета вопроса, люди просто жалуются. Такое-то и такое-то несчастье, только вы можете помочь».
Все вопросы модерируют 30 студентов, которые просматривают их в три смены. Правда, некоторые желающие задать вопрос президенту возмущаются, что поле ввода вопроса ограничено 500-ми символами. Они говорят, что в 500 символов нельзя уместить никакой мало-мальски серьезный вопрос.
«Когда открыли сайт, 30 июня, - рассказывает организатор проекта, - там был некий начальный список тем, который был согласован с администрацией президента. А дальше мы добавляем новые темы по мере того, как их добавляют люди. Мы придумали, что должно быть облако тем, чтобы было сразу видно, что волнует больше, что волнует меньше. И мы придумали, что за вопросы можно голосовать, потому что не обязательно заставлять человека формулировать вопрос».
Однако сходные по смыслу вопросы, не стоит объединять, считает Елена Колмановская: «Там бывают тонкие нюансы и различия, и поэтому, как только мы сольем один вопрос с другим, сразу люди обидятся, сказав, что мы не совсем это имели в виду. У нас модерация проверяет только наличие вопроса и форму, чтобы в ней не было оскорбительной, базарной лексики. А выносить суждение о совпадении смыслов - это очень большая работа, и мы не можем ее брать на себя».
Вопросы, на которые ответит президент из общей массы будут отбираться по договоренности, говорит организатор проекта: «По договоренности с пресс-службой президента… Ну, во-первых, мы им передаем все вопросы, потому что им интересно видеть картину и знать, как устроена жизнь. Во-вторых, для ответа на Интернет-конференции будут предъявлены главные вопросы из главных тем, плюс некий второй поток вопросов людей, живущих не в России, который собирает сайт BBC. Там, конечно, на порядки меньше вопросов, зато они более глобально-политические».
Интернет-конференция президента многое говорит о сегодняшней России, не только о власти, но и об обществе тоже, считают эксперты. Сам жанр постановки вопросов президенту - одновременно архаичный и ультрасовременный. Архаичный - потому что как будто переносит во времена монархий и деспотий, когда цари и императоры снисходили до того, чтобы выслушать прямиком, безо всяких посредников своих подданных. А вот форма этого вполне архаичного мероприятия - ультрасовременная.
Опрос проводится посредством Интернета, который остался последней информационной зоной вне контроля российских властей. А в сети - свои законы, своя этика и стилистика. Здесь не отберешь участников протокольного мероприятия, как это случается год за годом в ходе телевизионного общения Владимира Путина с народом.
В Интернете можно и пошутить. Оттого самый популярный вопрос: «Скажите, чем был продиктован ваш поступок - поцелуй мальчика Никиты в живот?» Вполне можно себе представить, как подобный странный поступок главы государства обсуждался бы в российских СМИ еще 10 лет назад. Сейчас другие времена. О президенте и его окружении можно услышать только официальное, сто раз взвешенное на цензурных аптекарских весах. Но цензура цензурой, а любопытство - куда оно денется?
Спрашивают президента, конечно, и о росте цен, и о низком качестве жизни, и о коррупции, но таких вопросов маловато. Видимо, потому, что ответ на них известен заранее. Оттого значительная часть обращений – это даже не вопросы, а жалобы, как и 400 лет назад, когда били государю челом и просили не казнить, а выслушать. Например: «Уважаемый Владимир Владимирович, а вы смогли бы прожить в однокомнатной квартире с двухлетним ребенком, мужем (женой) и пожилой бабушкой со страшным диагнозом? Как дальше строить семью? В планах был второй ребенок. А теперь из-за таких условий - развод. Когда молодая семья действительно сможет осилить свою квартиру, не думая о том, чем завтра кормить ребенка? Скажите, когда настанет этот день?»