В польском Кракове открылось первое в стране «окно жизни» - у присматривающих за ним монашек теперь можно тайно оставить нежеланного новорожденного ребенка. В католической Польши, где аборты запрещены законом, проблема брошенных детей стоит чрезвычайно остро.
По польским законам беременность можно прерывать только в том случае, когда она угрожает жизни матери, или если она наступила в результате изнасилования (что еще должно быть доказано в суде). На унизительный судебный процесс мало кто решается, наличие угрозы жизни матери также признается крайне редко. Поэтому в 40-миллионной Польше официально делается не более 200 абортов в год. По оценкам экспертов, реальное число случаев преждевременного прерывания беременности превышает эту цифру в тысячу раз. Для совершения операции польские женщины чаще всего отправляются в соседние страны.
Но есть и другие возможные выходы из ситуации. Многие выбирают наихудший, то есть просто бросают своих новорожденных детей где попало. В польских СМИ довольно часто появляются сообщения о детях, найденных на вокзалах, в поездах, возле больниц, и даже в мусоре, как это случилось этой весной в одном из варшавских районов. «Ребенка нашел житель соседней многоэтажки. Он услышал плач и обнаружил младенца в больших мусорных контейнерах неподалеку. Мужчина принес ребенка к себе, и перед тем, как вызвать полицию и скорую помощь, завернул новорожденного в одеяло – ребенок был совершенно голый», - рассказывает представитель столичной полиции.
Чтобы помочь отчаявшимся молодым матерям, краковские монахини открыли при «Доме одинокой матери» так называемое «окно жизни». Окно находится на первом этаже - так, чтобы можно было без труда дотянуться до стоящей возле подоконника кроватки. В комнате никого нет, но как только в кроватке появится ребенок, сработает специальная сигнализация, и за ним придут монахини, которые вызовут врачей. Те обследуют ребенка и в случае необходимости направят его на госпитализацию. «Одних “ Домов одинокой матери ” недостаточно. Хочется сознавать, что сделано еще что-то для того, чтобы спасти жизни этих детей», - говорит сестра Юзефина, одна из монахинь, приставленных к «окну жизни». На счету «окна» уже есть один спасенный человек. Оставленную здесь новорожденную девочку сестры назвали Анной - в пеленках не было никакой записки.
Краковская инициатива является находкой для матерей, которые скрывают свою беременность и рожают на дому. В больнице после родов записываются данные и младенца, и матери ; отказаться от новорожденного можно и там, но сделать это придется публично, а многие боятся осуждения со стороны семьи, знакомых, самих работников больницы. В «окне жизни» никакие документы не требуются. Если в течение определенного времени за ребенком никто из родителей не возвращается, то начинается процедура подготовки к усыновлению.
«Окно жизни» не единственный способ компромиссного решения проблемы. В некоторых варшавских роддомах и детских больницах недавно появились пустые коляски с надписью «Мама, если ты не можешь вырастить меня сама, дай мне шанс – оставь меня здесь!»
«Я не хочу сказать, что мы ждем, что здесь появится младенец. Хочется верить, что в нашей стране такие ситуации будут иметь место все реже – ведь это страшная трагедия и для матери, которая бросает своего ребенка. Но если такое все же случится, то мы хотим, чтобы ребенка оставили у нас, а не на улице», - говорит медсестра варшавской больницы на улице Карова.
Тем, кто бросил новорожденного на улице, грозит тюрьма. Оставить же ребенка в роддоме можно без всяких последствий, точно так же, как и отказаться от него позже и отдать в детский дом. И все же страх перед осуждением со стороны общества оказывается сильнее угрозы лишения свободы. В прошлом году в Польше прямо на улице были брошены 70 детей.
Нередко можно услышать, что это явления порождается низким уровнем жизни в стране и высокой безработицей. Но только ли в этом дело? Монахини, которые заведуют «окном жизни», верят, что каждый человек изначально добр. Рассматривая новорожденную Анну, они замечают: «Ее мать была хорошим человеком – даже сделала ей прививку и завернула в чистые пеленки».