Как сообщает Всемирный союз охраны природы (World Conservation Union), за последние 500 лет вымерло 844 вида животных и растений. Но этот «черный список» далеко неполон. В недавно опубликованном отчете Global Biodiversity Outlook 2 говорится, что нынешнее вымирание животных является самым крупным со времен исчезновения динозавров.
О продолжающемся в наши дни вымирании рассказывает заведующий сектором палеонтологии Государственного дарвиновского музея Андрей Шаповалов.
«Черный список» открывает Красную книгу
«Черный список» – это список тех видов, которые вымерли, начиная с 1600 года. Существование этих видов было зафиксировано в памятниках культуры. Есть сведения о наблюдении этих животных естествоиспытателями или путешественниками. То есть эти виды однозначно зафиксированы в живом состоянии. Но сегодня мы можем утверждать, что они больше не существуют. Вот эти виды и заносят в «черный список».
«Черный список» публикуется в Красной книге (списке видов, находящихся под угрозой исчезновения) на первых ее страницах. Все виды имеют некий статус уязвимости. «Черный список» - это так называемый «статус ноль». Это – список пополняемый и несокращаемый.
1600 год появился неслучайно. Именно с этого времени мы имеем дело с описаниями, которые можно назвать научными или близкими к научным - это фиксация материала таким кропотливым способом, что можно однозначно определить, что это за животное, как оно выглядело. Например, дронт. Это – птица, которая обитала на острове Маврикий и на соседних островах Реюньон и Родригес. Остров Маврикий был открыт португальцами в начале XVI века, и первое животное с которым они столкнулись, самое крупное, кстати говоря, на этих островах – это именно дронт. Вес дронта достигал 20 килограммов. Его неоднократно привозили в Европу, и даже некоторое время он содержался в частных питомниках и неоднократно изображался, в частности, голландцами в живописных работах, и мастера натурной живописи выполнили рисунки этого животного очень достоверно.
В каком темпе идет исчезновение видов?
Из более древних эпох до нас доходят сведения примерно об одном из пятидесяти видов когда-то существовавших и сегодня вымерших животных. Но по мере приближения к современности, естественно, эта вероятность увеличивается. Сравнивать древность и современность довольно трудно. Почему же мы говорим, что кризис, который сейчас имеет место, это вымирание, которое нередко называют антропогенным, более значимо по масштабам? Возьмем, например, такой биологический класс, как мегафауну – животных, масса которых превышает 20 килограммов. Количество различных видов мегафауны, живущих сейчас, примерно в три раза меньше, чем в предыдущие периоды. Причем резкое увеличение числа вымерших видов приходится как раз на время около десяти тысяч лет назад, когда появляются лук и стрелы, то есть орудия дистанционного боя.
Мы связываем вымирание именно с человеком, а не с ландшафтными изменениями?
Согласно представлениям, которые долгое время были общепринятыми, вымирание фауны трактовалось как прямое следствие ландшафтных климатических изменений. То есть, например, мамонтовая фауна была приспособлена к предледниковым условиям. И при изменении этих условий фауна не смогла перестроиться. Однако, если руководствоваться современными представлениями экологии, то мы, наверное, должны прислушаться к другой концепции: не только биотоп как таковой определяет виды, а нередко виды определяют биотопы.
Биотоп – это пространство обитания со всеми связями и ресурсами, которые там присутствуют. Дело в том, что существует так называемые ключевые виды или виды-эдификаторы, которые определяют среду обитания. Например, для такого биотопа как степь принципиально наличие копытных. Потому что копытные подъедают и вытаптывают подрост. Если копытные исчезают на этих территориях, подрост уничтожать становится некому, и степь сменяется сначала лесостепью, а потом лесом. Примерно то же самое произошло с биотопом, который называется тундростепь. Это та самая зона обитания мамонтовой фауны - не только мамонтов, но и носорогов, лошадей, бизонов, туров. Результат был примерно такой: после исчезновения этой фауны на месте тундростепи выросла тайга.
Сколько сегодня существует видов мегафауны?
Сегодня представителей мегафауны не так уж и много – это в первую очередь хоботные, также носороги, тапиры, копытные, крупные кошки, другие крупные хищники, например, медведи. Число этих родов не более сорока, видов, соответственно, пара сотен, не больше. Мегафауна сегодня находится в самом критичном состоянии, потому что для нее нужны большие территории обитания. Это – крупные животные, территориальные животные, им необходимо пространство для миграции. А сейчас фауна в большинстве регионов, особенно тропических, живет в замкнутом пространстве. Практически все представители мегафауны обитают исключительно в национальных парках. То есть в дикой природе как таковой их уже не существует.
Могу привести пример с одной из интереснейших территорий, где мы наблюдаем первоначальную древнейшую фауну – это остров Мадагаскар. Мадагаскар имеет достаточно большую территорию, это практически небольшой континент. После раскола Гондваны (древнего континента), фауна Мадагаскара развивается в условиях полной изоляции. Так вот на Мадагаскаре, который заселен был всего две тысячи лет назад, первичные биотопы сократились за полторы-две тысячи лет до состояния 8-10% от первоначальной территории, и первое, что там было потеряно – это мегафауна. Мадагаскарская мегафауна – это птицы, в первую очередь, эпиорнис. Эти нелетающие птицы достигали трех метров в высоту и несли яйца объемом до 9 литров. В работе Этьена де Флакура – губернатора французской колонии Мадагаскар, которая была издана в 1661 году, эпиорнисы описаны. Так же описаны у Флакура гигантские лемуры, вес которых достигал двухсот килограммов. Известны в фольклоре и даже зафиксированы в скульптуре карликовые мадагаскарские бегемоты. Теперь этих животных нет. Вес самых крупных животных на Мадагаскаре не превышает 12 килограммов.
То есть Красная книга продолжает пополняться за счет «черного списка»?
У меня очень пессимистический прогноз. Представляется, что сознание человека как мыслящего вида еще не готово к пониманию того, в какой степени его благополучие зависит от общего экологического благополучия и от баланса сил в природе, который сложился изначально. И поэтому первая и важнейшая задача – это осознание ситуации и переход от антропоцентрической модели, может быть, к биоцентрической. Потому что первоначальный баланс сил – это принципиально важное условие для существования вида Homo sapiens, поскольку он не абсолютно автономен, а первично зависит от благополучия биосферы, и от этого никуда не деться.