Ссылки для упрощенного доступа

Реакция Москвы на начало учений НАТО в Грузии


Коба Ликликадзе
Коба Ликликадзе

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шарый.

Александр Гостев: Эксперты в Грузии внимательно анализируют информацию о действиях отдельного танкового батальона, командование которого якобы планировало совершить государственный переворот. Совпадение этого - по определению властей республики - заговора с началом военных маневров НАТО на территории Грузии еще больше осложнило отношения Тбилиси и Москвы, поскольку грузинские власти обвиняли Россию в оказании помощи мятежникам. В учениях НАТО из 16 стран, первоначально планировавших прислать своих военных в Грузию, в результате участвуют представители только 10 государств. Как это скажется на ходе учений? Этот вопрос мой коллега Андрей Шарый задал известному в Тбилиси военно-политическому эксперту, обозревателю Грузинской службы Радио Свобода Кобе Ликликадзе.

Коба Ликликадзе: Я уточнял этот вопрос у заместителя министра обороны, который курирует отношения с западными странами, в частности, с НАТО, с господином Георгием Мучаидзе. Он мне заявил, что это влиять не будет на ход военных учений в программе "Партнерство ради мира", но факт налицо, что вместо ранее заявленных 16 государств принимать участие будут только представители 10 стран. В самый последний момент отказались приехать подразделения Армении.

Андрей Шарый: Это в Грузии связывают с политическими причинами?

Коба Ликликадзе: Чаще звучит версия о том, что это было влияние прессинга со стороны России, которая воспринимала проведение этих учений на территории Грузии как недружественный акт. В заявлениях официальных представителей звучит именно такая версия или такое объяснение: влияние России на те страны, в частности, Казахстан, Армении, Молдавии, которые отказались принимать участие в натовских учениях на территории Грузии.

Андрей Шарый: Так совпало, что очередной политический кризис в Грузии выпал на ту же неделю, когда должны начаться эти учения. Речь идет о попытке военного мятежа. Насколько вы доверяете сообщениям властей о серьезности намерений мятежников?

Коба Ликликадзе: Естественно, как и любой нормальный журналист, я с сомнением смотрю на такие версии, потому что опубликованные так называемые скрытые записи не дают никакого представления о том, что на самом деле происходило. Более туманной выглядит ситуация с батальоном, дислоцирующимся в Мухровани. Это отдельный бронетанковый батальон. Вчера весь день журналисты не могли проникнуть и спросить у офицеров, на самом деле, что они требовали, что вызвало их протест - ситуация, создавшаяся в стране, экономическая, политическая, социальная напряженность или что-то другое?
Причастность ко всему северного соседа - это тоже надо доказать. Придется доказывать следствию, на самом деле, как и каким образом в этом принимала участие Россия, потому что господин Утиашвили, официальный представитель, вчера заявил на пресс-конференции, что бунтовщики получали материальную и другую помощь со стороны России. Так что, раз и навсегда надо убедительно доказать, как это все происходит на самом деле. Потому что те кадры, которые показывали, оперативные съемки МВД, наоборот, усиливают сомнение, что это был запланированный и заранее инсценированный конфликт.

Александр Гостев: Высылка дипломатов России из Брюсселя и принятые в дипломатической практике в таких случаях ответные меры Москвы - у двух сотрудников информационного центра НАТО в России, как стало известно сегодня, отозвана аккредитация - многие внешнеполитические эксперты рассматривают как часть политической игры в отношениях России и западных стран. Приглашенный профессор британского исследовательского центра Чаттем-хаус Юрий Федоров связывает эти события с последствиями конфликта России и Грузии. С экспертом беседовал мой коллега Андрей Шарый.

Андрей Шарый: Решение о выдворении российских дипломатов из Брюсселя было принято фактически одновременно с пониманием общим, что отношения России и НАТО вроде бы снова возобновляются. Вам понятна логика людей, которые принимали решение именно сейчас выслать российских дипломатов?

Юрий Федоров: Вы знаете, да, мне эта логика, наверное, понятна. И на мой взгляд, она заключается в следующем. После войны в Грузии в Европе и на Западе в целом возникло очень настороженное отношение к России. Это отношение непреодолимо, как хотят видеть в Москве. В Европе, в США существует достаточно жесткое понимание того, что с Россией необходимо иметь дело, опираясь на силу, что агрессия России в Грузии не пройдет так просто, не может пройти для России так просто. И в этой связи принимается целая серия мер, начиная от заключения определенного газового соглашения между Украиной и Европейским союзом, и кончая решением НАТО о высылке двух российских дипломатов, которых, правильно или неправильно - это уже трудно сказать, подозревают в разведывательной деятельности. Это знак Москве, это сигнал, что для того, чтобы восстановить отношения полностью, Россия должна серьезно пересмотреть свое отношение к Европе и свою внешнюю политику в целом - я бы это так интерпретировал.

Андрей Шарый: Вам не кажется, что в Москве только этого и ждали?

Юрий Федоров: Какие-то круги в Москве, конечно, заинтересованы в том, чтобы сорвать все отношения с Западом и перевести их в русло "холодной войны", это очевидно. Но, с другой стороны, и на Западе тоже существует вполне определенная позиция, которая сводится к тому, что нельзя постоянно идти на уступки России, нужно в конечном итоге показать, что у Запада есть инструменты воздействия на российскую политику. Конечно, высылка дипломатов - это не столько инструмент воздействия на политику, сколько демонстрация того, что Запад не готов полностью простить России все ее действия.

Андрей Шарый: Из этой же истории и проведение в это вот непростое политическое время военных учений на территории Грузии.

Юрий Федоров: Я считаю, что это элемент той же самой политики - показать Москве, что у Запада есть инструменты воздействия на Россию и что Запад не согласен с Россией. Не просто на словах, но и на деле.

Андрей Шарый: Как теперь могут развиваться отношения НАТО и России? Отменена встреча министров иностранных дел. Что дальше?

Юрий Федоров: Да ничего особенного дальше не будет. Приедут новые сотрудники НАТО в Москву, и приедут новые российские сотрудники в миссию России в НАТО. Элемент игры, которая обычно происходит в дипломатии.

Андрей Шарый: Вы ожидаете, что политические контакты возобновятся все-таки в ближайшее время?

Юрий Федоров: Может быть, не в ближайшее время, но в ближайшие месяцы, я думаю, да.

XS
SM
MD
LG