Предварительные итоги первого квартала для российской экономики оказались неутешительными. Финансовые власти готовы пересмотреть макроэкономический прогноз на 2009 год в сторону ухудшения.
Мало кто сомневается, что российскую экономику ждет серьезный спад — эксперты спорят о масштабах этого спада и о том, какие меры могли бы его сдержать.
По последним оценкам министерства финансов, дефицит бюджета в 2009 году может превысить 8 процентов ВВП. При этом принятые на днях поправки в бюджет предусматривают, что дефицит составит 7,4 процента.
Опасения министерства в первую очередь связаны с недобором доходов, полагает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. "Цены на нефть стабилизировались. Но мы видим, что пересматриваются в сторону дальнейшего понижения прогнозы по экономике в целом, — объясняет Орлова. — Это означает, что возможен недобор по внутренним налогам, причем недобор существенный, и, как следствие, расширение дефицита. При этом сохраняются и риски расходной части бюджета. Они связаны с накоплением "плохих" долгов в банковской системе. Рекапитализация государственных банков, если она потребуется, отчасти ляжет на бюджет. Кроме того, государственные компании, нуждающиеся в финансировании и недополучающие кредиты от банков, тоже могут обратиться за прямой поддержкой из бюджета".
Арифметический пессимизм
По новым прогнозам министерства экономического развития, объем промышленного производства в 2009 году может сократиться на 9 процентов, а оборот розничной торговли — почти на 5 процентов. Но некоторые эксперты отмечают, что эти цифры получаются чисто арифметически на основе неутешительных данных первого квартала — то есть, по сути, в расчеты правительства не заложен эффект от принимаемых им же самим мер по поддержке банков и экономики в целом.
"Снижение на 9-10 процентов получается, если за базу для расчетов брать итоги первого квартала, а точнее, мартовские показатели, — говорит заместитель руководителя аналитического департамента инвестиционной компании "Арбат-Капитал" Алексей Павлов. — Это означает, что до конца года в российской экономике будет наблюдаться полная стагнация без каких-либо признаков роста. Но мы все-таки рассчитываем, что со второго полугодия начнется пусть медленное, но все же восстановление, и по итогам года промышленное производство может сократиться в худшем случае на 8 процентов. Та же ситуация с розничной торговлей. При условии некоторого "ренессанса" российской экономики во втором полугодии по итогам года мы получим снижение не более чем на 2-3 процента".
Таким образом, собственные прогнозы "Арбат-Капитала" не столь пессимистичны, как ожидания Минэкономразвития, однако все же далеки от оптимизма. И, по словам Алексея Павлова, оснований для существенного их улучшения пока нет. "Что касается мер государственной поддержки, то они пока концентрируются главным образом на банках, — отмечает аналитик, — при этом основная проблема, а именно расшивка кредитных рынков, так и не решена. А без этого существенно ускорить восстановление экономического роста не получится".
Вокруг спроса
По данным Федеральной службы статистики, оборот розничной торговли в первом квартале сократился на 1,1 процента. В целом на потребительский спрос внутри страны приходится почти половина российского ВВП, который, в то же время, сократился за первые три месяца года сразу на 9,5 процента.
"Динамика оборота розничной торговли в первом квартале оказалась не столь пессимистичной, как можно было ожидать, — рассуждает главный экономист финансовой корпорации "Уралсиб" Владимир Тихомиров. — Это показывает, что потребительский спрос в России остается довольно сильным. Но хотя он и играет в экономике существенную роль, все-таки это далеко не вся экономика. А в других секторах спад, причем очень серьезный. Так, по крупным и средним предприятиям, которые отражает Росстат в своей статистике, падение промышленного производства в первом квартале составило 13-15 процентов к уровню соответствующего периода прошлого года. То есть в целом по экономике снижение ВВП произойдет однозначно, и, видимо, будет существенным, но не за счет потребительского сегмента и розничной торговли, а за счет реального сектора".
Однако предварительную оценку Минэкономразвития, предполагающую спад промпроизводства на 9,5 процента, в "Уралсибе" все-таки называют излишне пессимистичной.
10 лет спустя
После кризиса 1998 года в России почти сразу проявился эффект импортозамещения, ставший одним из главных факторов быстрого восстановления экономического роста. Сегодня импорт в Россию уже сократился на 30 процентов, но замещение его пока не слишком заметно. И, судя по последним прогнозам падения производства и ВВП в целом, до конца года оно вряд ли проявится. Алексей Павлов из "Арбат-Капитала" называет три ключевых препятствия на пути повторения сценария десятилетней давности.
"Во-первых, свободных мощностей, которые можно задействовать, сегодня в стране нет, — напоминает аналитик, — тогда как после 1998 года их было множество. Даже при минимальных инвестициях удавалось быстро восстановить производство, что и вело к импортозамещению. Второй фактор — спрос. Когда в 1990-е годы по развивающимся странам шла волна кризисов, экономика развитых стран мира росла, и спрос с их стороны был стабильным. Сейчас ситуация иная. И третий фактор — девальвация рубля. Да, рубль девальвировался по отношению к евро и доллару, но валюты других развивающихся стран, продукция которых конкурирует с российской, тоже обесценились. По сравнению с ними мы не стали конкурентоспособнее".
Поэтому ни на увеличение импортозамещения, ни на быстрое восстановление экономического роста сегодня рассчитывать не стоит, заключает эксперт "Арбат-Капитала".
"В последнее месяцы мы, как и 10 лет назад, увидели падение доходов населения и ослабление национальной валюты. Но — в масштабах, совершенно несопоставимых с теми, что были после кризиса 1998 года, — указывает главный экономист "Уралсиба". — Тогда, например, всего за полгода рубль обесценился к доллару США в 3-4 раза. А на фоне нынешнего кризиса рубль потерял в стоимости к доллару лишь примерно 30 процентов. Соответственно, "сила" рубля, по большому счету, сохраняется. Что касается реальных доходов населения, то в 1998 году они упали почти на 30 процентов. На этот раз — даже в январе, самом критичном для реальных доходов населения месяце года, падение составило 10 процентов, а по итогам первого квартала оно не превысило 2-3 процента. А в 2008 году реальные доходы даже выросли примерно на 2 процента. Еще один показатель, на который часто ориентируются, — уровень средних зарплат в долларовом эквиваленте. В 1998 году он упал в три раза, со 150-160 до 50 долларов в месяц. Теперь зарплаты снизились примерно с 600 до 530-500 долларов в месяц. Такого снижения доходов населения недостаточно, чтобы быстро переориентировать внутренний спрос на товары российского производства за счет отказа от импорта".
Вторая волна кризиса: быть или не быть?
Многие (хотя и не все) эксперты сходятся в том, что России еще предстоит второй этап финансового кризиса, связанный, прежде всего, с неплатежами по банковским кредитам из-за падения прибыли предприятий и доходов населения на фоне сокращения объемов производства и роста безработицы.
Ситуация в банковском секторе может улучшиться, если откроются мировые рынки капитала, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова — помимо того, что у банков появятся новые ресурсы, которые они смогут направить на кредитование, это будет означать оживление глобальной экономики и, соответственно, восстановление спроса на на продукцию российских предприятий.
"Именно фактор спроса, как внешнего, так и внутреннего, становится сейчас ключевым, — уверена Орлова. — Именно от динамики спроса будет зависеть платежеспособность многих российских предприятий, как экспортеров, так и ориентированных на внутренний рынок. С точки зрения качества кредитного портфеля он является основным фактором при определении банками потенциальной платежеспособности своих клиентов. Падение объема экономики на 9,5 процента в первом квартале отражает слабеющий спрос. А это означает, что у банков есть все поводы беспокоиться о будущем выданных кредитов". Признавая риск возникновения второй волны кризиса, Алексей Павлов из ИК "Арбат-Капитал" пока надеется, что России удастся ее избежать. В числе факторов, которые могут смягчить влияние второй волны кредитного кризиса на экономику, он называет оживление на кредитных рынках, связанное с активизацией действий государства в этом направлении, и активную реструктуризацию банками "плохих" долгов.
Судя по высказываниям чиновников, новый официальный макроэкономический прогноз на 2009 год может предполагать общий спад экономики на уровне 6,0-7,5 процента. Это как минимум в 2,7 раза больше, чем заложено в недавно пересмотренном федеральном бюджете.