Ссылки для упрощенного доступа

Соглашение "дорожная карта" между Турцией и Арменией и реакция Азербайджана


Сергей Сенинский: Подписание в середине апреля Турцией и Арменией соглашения об урегулировании двусторонних отношений вызвал неоднозначную реакцию в соседнем Азербайджане. По мнению экспертов, Анкара и Ереван готовясь к установлению дипломатических отношений и открытию границы, не стремятся увязывать это с разрешением Нагорно-Карабахского конфликта. Власти Азербайджана потепление в армяно-турецких отношениях комментируют сдержанно. Оценки этого соглашения политиками и экспертами в Баку существенно разнятся. Об этом - в материале нашего корреспондента Олега Кусова.

Олег Кусов: Анкара и Ереван как никогда близки к установлению дипломатических отношений, а значит, и к открытию границы между странами. В постсоветское время дипломатические отношения между ними не были установлены, а граница оказалась закрытой в 1993 году по инициативе Анкары, которая выступила в поддержку территориальной целостности Азербайджана. 16 апреля сего года между Турцией и Арменией было подписано соглашение, которое дипломаты назвали "дорожной картой" в проблеме урегулирования отношений между двумя странами. По некоторым данным, в соглашении ничего не говорится о нагорно-карабахской проблеме, несмотря на то, что ранее Турция выдвигала в качестве обязательных условий для налаживания двухсторонних связей отказ Еревана от политики международного признания геноцида армян и урегулирование карабахского конфликта.

В Баку неоднозначно восприняли армяно-турецкую "дорожную карту". Власти прокомментировали это событие сдержанно, многие эксперты высказывают озабоченность отношением Турции к Азербайджану - стратегическому партнеру и братской стране. Рассказывает политолог Евгений Кришталев.

Евгений Кришталев: В Баку на контакты меду Анкарой и Ереваном первоначально относились очень настороженно. И до сих пор эта настороженная реакция, она остается. Желание Турции нормализовать отношения с Арменией, оно имеет многофакторное значение: это и потенциальное вступление и Евросоюз, и нормализация отношений в регионе... И в Азербайджане, исходя из того, что наличествует фактор нагорно-карабахского конфликта, что Турция солидарно с Азербайджаном закрыла турецко-армянскую границу, очень настороженно в Баку стали относиться к контактам с Арменией. За последние месяцы контактов стало гораздо больше. И уже был раскрыт того, что Швейцария, Ереван и Анкара собрали своих дипломатов, которые проводили консультации в достаточно плотном режиме. Вследствие этой работы секретной комиссии стала так называемая "дорожная карта". Исходя из прежних обязательств Турции ни в коей мере не причинять ущерба Азербайджану, в том числе и в нагорно-карабахском конфликте, не делать никаких телодвижений, которые могли бы повредить интересам союзника, Азербайджан рассчитывал на то, что Турция обязательно будет увязывать в своих контактах с Арменией этот вопрос. Но получилось такая ситуация, что турецко-армянское сближение пошло немножечко быстрее технологически, чем урегулирование нагорно-карабахского конфликта, возникло вот такое противоречие двух скоростей, которое дало отпечаток на отношение между странами.

Олег Кусов: Армяно-турецкая "дорожная карта" не имеет никакого отношения к Азербайджану, полагает президент Фонда политических исследований государств Каспийского региона Вафа Гулузаде.

Вафа Гулузаде: Распространяется с разных турецких газетах информация: якобы в "дорожную карту" входит поэтапное освобождение пяти оккупированных азербайджанских районов. Во-первых, "дорожную карту", как выясняется, они не входят. Во-вторых, если в "дорожную карту" входило бы освобождение поэтапно пяти азербайджанских районов, то нет никакого упоминания о других оккупированных районах – это Кельбаджар, Лачин и сам Нагорный Карабах. То есть, если Турция выступает за освобождение пяти оккупированных районов без упоминания общего освобождения азербайджанских территорий, то это во вред Азербайджану. А что относительно Нагорного Карабаха, Кельбаджара и Лачина? Мы что, отказываемся от их освобождения что ли? Пока что официальная реакция азербайджанского руководства – ее не было. Я говорю со своей стороны, что такая "дорожная карта" к нам не имеет отношения.

Олег Кусов: Анкара подчеркивает, что ее отношения с Ереваном улучшаются не за счет интересов Баку. Об этом говорит политолог Евгений Кришталев.

Евгений Кришталев: Баку серьезно обиделся на Турцию в начале апреля, когда президент Азербайджана даже отменил визит в Турцию. В дальнейшем турецкие государственные лица, в том числе премьер-министр и президент Турции, смогли убедить азербайджанскую сторону и лично президента Ильхама Алиева в том, что никаких телодвижений во вред Азербайджану, не учитывая азербайджанских интересов в Карабахе, не произойдет. Обязательно Турция будет увязывать весь свой процесс нормализации отношений с Арменией с те, чтобы Армения сдвинулась и по карабахскому урегулированию.

Что понимается под движением Армении в сторону нормализации отношений с Азербайджаном? Это в первую очередь они от Еревана просят отдать, как минимум, пять из семи оккупированных районов Азербайджана, которые в данный момент удерживаются армянскими вооруженными формированиями. Такая сделка, по мнению Баку, она вполне уместна. И в этом случае, вот было заявление посла Азербайджана в Турции о том, что Баку согласится, скорее всего, на такой вариант размена, когда пять районов вокруг Карабаха будут возвращены Азербайджану в обмен на то, что Турция сможет открыть границу с Арменией, нормализовать экономические и дипломатические связи с ней.

Олег Кусов: В азербайджанской печати появились выступления с критикой внешней политики Турции, некоторые эксперты даже употребили выражение "предательство интересов Азербайджана". Лидер азербайджанской партии "Мусават" Иса Гамбар, посетивший недавно Турцию, не согласен cо столь резкими высказываниями.

Иса Гамбар: Турция усиливает свои региональные позиции, и одно из составляющих этого усиления – это решение проблем со своим соседями. У Турции почти со всеми соседями проблемы решаются. А сейчас они пытаются нормализовать отношения с Арменией. Естественно, это вызывает некоторые опасения у азербайджанской общественности, но я думаю, что связи, узы между Турцией и Азербайджаном настолько сильны, что эти отношения переживут нынешние несколько проблемные времена. В конечном итоге активизация Турции на Южном Кавказе, я думаю, рано или поздно будет содействовать и решению конфликтов на Южном Кавказе, и ускорению интеграции южно-кавказских государств в европейское пространство. И я уверен, что усиление влияния Турции в регионе в конечном итоге будет приносить пользу не только Армении, но и в целом региону, в том числе, естественно, Азербайджану.

Олег Кусов: Некоторые российские эксперты в эти дни заявили о том, что нормализация отношений между Турцией и Арменией происходят при содействии Москвы. Вафа Гулузаде сомневается в этом, более того, он утверждает, что Москве сближение этих двух стран невыгодно.

Вафа Гулузаде: Турция – это натовская страна. И открытие границ между Арменией и Турцией означает попадание под влияние натовской страны. Потом, ослабление российских интересов в Армении и иранских интересов. Потом что российские и иранские товары вступят в конкуренцию с турецкими, а через Турцию – и европейскими товарами. Россия может потерять рынок в Армении, кроме того, что Турция пойдет в сторону Запада. Поэтому мне, честно говоря, не верится, что Россия благословила это. Как мне не верится и в то, что Россия может благословить урегулирование карабахского конфликта между Азербайджаном и Арменией. В случае, если Армения и Азербайджан подпишут мирный договор, Россия может потерять рынки и в Армении, и в Азербайджане. Наша зависимость от России кончается. Россия потеряет рынок сбыта для своего вооружения и рынок сбыта для различного рода других товаров. Плюс ко всему обе страны получат возможность беспрепятственно вступить в НАТО, не имея военного конфликта друг с другом. Я считаю, что Россия играет в игру, демонстрируя свое доброе отношение к мирному урегулированию, но позиция России в корне не изменилась, и нет никаких показателей в изменении ее позиции по этому вопросу.

Олег Кусов: С президентом Фонда политических исследований государств Каспийского региона Вафой Гулузаде солидарен глава партии "Мусават" Иса Гамбар, который высказывает мысль, что Москва, используя Баку, пытается сдержать процесс установления дипломатических отношений между Анкарой и Ереваном.

Иса Гамбар: Агрессия России против Грузии привела к тому, что Армения практически отрезана от коммуникаций. И в этой ситуации у России нет серьезных аргументов возражать против нормализации отношений между Турцией и Арменией. Хотя я думаю, что Россия пытается тормозить этот процесс, влияя на руководство Азербайджана. Я думаю, что терпимое отношение России к нормализации отношений между Турцией и Арменией – несколько внешне такой подход, по сути. Я не уверен, что все это очень нравится Москве.

Олег Кусов: По мнению Исы Гамбара, в настоящее время невозможно увязывать проблемы установления дипломатических отношений между Турцией и Арменией и карабахского урегулирования.

Иса Гамбар: К сожалению, конфликт между Арменией и Азербайджаном настолько осложнен, и здесь настолько много различных внутренних и внешних факторов, что рассчитывать на решение этого конфликта, рассчитывать даже на начало продвижения в решении этого конфликта только благодаря нормализации отношений между Турцией и Арменией не приходится. Здесь требуется добрая воля и политическая воля как со стороны международного сообщества, так и со стороны региональных сил, и в первую очередь от России. Ожидать от России в ближайшее время более позитивного отношения к решению этого конфликта, на мой взгляд, было бы преждевременно. Пока, к сожалению, Россия пользуется этими конфликтами, чтобы сохранять свое влияние в южно-кавказском регионе.

Олег Кусов: Так считает лидер партии "Мусават" Иса Гамбар.

7 мая в Праге должна состояться встреча президентов Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна. Политологи обеих стран сходятся во мнении, что эта встреча имеет большие шансы стать конструктивной.

XS
SM
MD
LG