Ссылки для упрощенного доступа

"Барак-лава Обама", или Особенности политической рекламы в Турции


Владимир Тольц: Волна "обамамании" в Европе, вспыхнувшая после европейского турне американского президента в начале апреля, начала понемногу спадать. Но не в Турции, где имя Барака Обамы теперь тесно связано с попытками выхода из кризиса. Причем на уровне порой самых малых предприятий. Об изворотливости народной мысли и специалистов по политической рекламе рассказывает наш корреспондент в Стамбуле Елена Солнцева.

Елена Солнцева: Тысячи ярко-красных тюльпанов на стамбульских улицах означают, что наконец-то пришла долгожданная весна, а вместе с ней и надежда на лучшее будущее. Не так давно в стране в жесткой и напряженной борьбе прошли выборы в местные органы власти. На клумбах до сих пор сохранились остатки недавней политической агитации: эмблемы, флаги, обрывки плакатов с изображением политиков. Все это совсем недавно покрывало чуть ли не каждый квадратный метр городского пейзажа. Среди всей этой яркой предвыборной мишуры взгляд невольно задерживается на странно знакомом лице, которое приветливо улыбается чуть ли не с каждой автобусной остановки. Это – лицо президента Соединенных Штатов Барака Обамы, причем в виде иконы.

Эти иконы появились внезапно с месяц назад и поначалу вызвали легкое недоумение граждан. Люди останавливались, обсуждали, реагировали по-восточному шумно, показывали пальцами. А вскоре на всех телеканалах появились назойливые рекламные телевизионные ролики, в которых выступающий с трибуны Обама обещал гарантию вкладов и ежемесячную выплату твердых процентов. Конечно, это был не настоящий американский президент, а его двойник, ставший частью грандиозного проекта по спасению одного коммерческого банка во время экономического кризиса.

Рекламный ролик

Елена Солнцева: Рекламная кампания банка, однако, вызвала в Турции огромное количество споров. Одни увидели в ней скрытую опасность: использование изображения президента Америки в рекламных целях может вызвать негативную реакцию у патриотически настроенных граждан. Другие не видели в этом ничего предосудительного. Третьи усматривали в таком рекламном ходе элемент "здорового юмора". В рекламном агентстве "Аламетифарика" заявили, что использовали образ Обамы для того, чтобы оживить экономику. Для многих в Турции Обама символизирует американскую мечту о лучшей жизни. Это единственный человек, который может переориентировать эффекты экономического кризиса.

Зеррин Бойнуделик – историк искусства, профессор в Технического стамбульского университета.

Зеррин Бойнуделик: Изображение в виде иконы говорит о том, что его считают революционером или святым. В иконографии есть нечто сентиментальное и одновременно патриотическое. Однако в мусульманской Турции среди населения неоднозначное отношение к иконам. Я видел рекламу и ролик по телевидению. Сначала я подумал, что это настоящий Барак Обама, но потом понял, что меня ввели в заблуждение. Возможно, создатели рекламной компании были вдохновлены личностью нового американского президента, но это не говорит об их творческих способностях, а скорее попахивает плагиатом. Я бы сильно возражал против этого на месте американского президента.

Елена Солнцева: Тем временем "обамамания" в Турции набирает обороты. В ходе недавнего визита в страну американский президент сделал ряд важных заявлений о диалоге цивилизаций и продемонстрировал дружеское отношение ко всему исламскому миру. Этим фактом тут же воспользовались торговые компании. На турецких базарах появились кроссовки, боксерские трусы, мячи, соусы, наклейки и даже губная помада с маркой американского президента. Только в минувшем месяце, сообщают средства информации, марку "Барак Обама" зарегистрировали около тринадцати частных предпринимателей и более десятка фирм, среди которых известные в Стамбуле супермаркеты, фирмы по производству продуктов питания, химчистки, производители мороженого, изготовители мыла. Особо стоит отметить турецких кондитеров. Фирма "Дедеоглу", производящая традиционные турецкие сладости, выпустила в продажу новый сорт пахлавы, традиционного восточного лакомства, под названием "Барак-лава Обама". В стамбульском районе Бейоглу, где находится кафе фирмы, царит довольно оживленная атмосфера. Зейнеб, студентка одного из стамбульских вузов, услышав о новом сорте пахлавы, пришла сюда вместе с друзьями.

Зейнеб: О, это очень вкусно. Обязательно позову сюда своих американских друзей.

Елена Солнцева: Зарабатывают на политике и в виртуальном мире. Самые завидные прибыли получают интернет-компании, которые разрабатывают политические игры в сети. Удачно придуманная флешовая игрушка может обогатить своего создателя в считанные часы. Героем флешки может стать не только известный политик, но и его жена, родственники, дети и даже домашние животные, как в случае с новым псом Барака Обамы – шестимесячным щенком португальской водной собаки по кличке Бо, который не так давно поселился в Белом доме и сразу же стал героем десятка сетевых игр, которые пользуются спросом не только у взрослых.

Впрочем, героем виртуального мира в последнее время был далеко не только Барак Обама. Сразу после того, как в декабре прошлого года в Багдаде арабский журналист запустил ботинками в бывшего президента США Джорджа Буша, в интернете появились десятки разнообразных флеш-игр. Пользователям предлагается, например, взять на себя роль президентского охранника, который меткой стрельбой должен сбивать летящие в Буша непрерывным градом ботинки. Говорит десятилетняя Айше.

Айше: Мне показали игру наши мальчишки. Ботинки летят в разные стороны. Тебе, как игроку, надо спасти Буша. Выигрывает тот, сохранит его голову от ударов и наберет больше очков.

Елена Солнцева: Что же касается настоящих туфель, которые бросил в американского президента в минувшем году иракский журналист на пресс-конференции в Багдаде, то они были произведены турецкими обувщиками. После этого знаменитого инцидента обувь компании " Байдам шуз" получила бешеную популярность в США и странах Ближнего Востока. Модель под номером 271 была переименована в "Ботинки Буша". Компания получила заказы на триста тысяч пар, что в несколько раз превысило среднегодовой объем продаж этой модели. Чтобы успевать выполнять заказы, хозяева фирмы наняли более ста новых сотрудников. Если ботинок нужного размера не было на складе, клиентам предлагали оставлять заказы операторам. Появился англоязычный персонал. Менеджер компании Айдын.

Айдын: Такого спроса на обувь я не припомню с самого открытия компании, которой уже более девяти лет. У нас работали 50 человек, всего одна мастерская и небольшой магазин в Стамбуле. В первые же дни у нас заказали 50 тысяч пар. Мы и не поняли сначала, с чем это связано. Только потом нам сказали, что сразу в нескольких иракских газетах выложили полное досье на исторические туфли иракского журналиста, который приобрел их в минувшем году во время командировки в Стамбул. Тут-то мы и сообразили, что пора расширять штат – заказов будет много.

Елена Солнцева: Однако вскоре лопнули былые надежды на процветание. Ходовой товар уже не пользуется былым спросом. Теперь исторические туфли по 30 долларов за пару чуть ли не в каждой обувной лавке. Из-за дешевизны "Ботинки Буша" покупают таксисты, рабочие, гарсоны ресторанов. Покупатели, правда, жалуются, что туфли весьма тяжелые, каждый ботинок весит не менее 600 граммов, к тому же полиуретановая подошва быстро стирается. Не так давно неудачей закончились переговоры с британской компанией, которая поначалу захотела продавать эту обувь в Европе. Политика быстротечна, - уверяет специалист по рекламе Айсу Орхан, производителям товаров не стоит делать ставку на политический скандал.

Айсу Орхан: В коммерческой рекламе нет времени. Она оперирует некими постоянными понятиями, которые совершаются всегда. Например, в рекламных сообщениях часто подчеркивают, что товар в ходу уже много лет. В политической рекламе, наоборот, используется только настоящее время. Многие для получения прибыли спешат воспользоваться любым, даже самым ничтожным политическим скандалом. Это, однако, чаще всего не дает результата. Сиюминутная прибыль быстро заканчивается. А что же делать дальше?

Елена Солнцева: Если в коммерции скандал вокруг торговой марки способен нанести существенный ущерб, то в политике он часто является одним из важнейших средств создания имиджа. Так, недавно на глазах многих мировых лидеров премьер-министр Турции Эрдоган стал участником международного скандала, который разразился на экономическом форуме в Давосе. Во время конференции по сектору Газа президент Израиля Шимон Перес говорил около 25 минут. Эрдоган пытался прервать израильского лидера, но ведущий конференции не дал ему слова, сославшись на нехватку времени. "Одну минуту, одну минуту…" - попытался остановить собеседника Реджеп Эрдоган. Его эмоциональную речь транслировали все турецкие средства информации.

Прямой эфир из Давоса

Елена Солнцева: "Для меня форум в Давосе закончился", - сказал Эрдоган и покинул заседание. В стамбульском аэропорту турецкого лидера встречали как героя, с флагами и транспарантами тысячи патриотически настроенных граждан. Уже на следующий день в институт по патентам с просьбой зарегистрировать "Одну минуту" в качестве бренда обратился некто Абдулла Унактан, молодой бизнесмен, как оказалось, сын министра финансов Кемала Унактана. Вскоре молодой человек отказался от этой идеи под давлением отца, который опасался, что это негативно скажется на его политической репутации, но передал права своему другу. Это стало началом настоящего помешательства. Заявки посыпались, словно из рога изобилия. На сегодняшний день у марки "Одна минута" в Турции около дюжины владельцев, среди которых розничные торговцы, производители продуктов питания, несколько спортивных салонов и даже компания по производству пиццы. Количество желающих получить эту марку постоянно растет, поскольку фраза постоянно мелькает на страницах газет. Турецкий институт по патентам получает до 300 заявок в день с просьбой зарегистрировать "Одну минуту" в качестве товарного знака. Кутай Кумбазар, руководитель отдела марок.

Кутай Кумбазар: Наш институт может распределить до девятисот марок "Одна минута" в разных группах и секторах продукции. Марку "Одна минута" может иметь жакет, трусы, нижнее белье, соус. Главное, чтобы продукты одной группы не имели одно и то же название.

Елена Солнцева: Похоже, что и сами политики готовы рекламировать свою личность. Никто никогда не жаловался на несанкционированное использование своих образов или имен. Более того, по некоторым данным, премьер-министр Турции, лидер правящей Партии Справедливости Реджеп Эрдоган весьма лояльно отнесся к тому факту, что одна из турецких компаний выпустила новую марку питьевой воды под названием "Чистая вода от Реджепа" с изображение премьер-министра, утоляющего жажду.

Правда, в Турции существуют и запретные образы. Бизнесменам отказывают в регистрации товарных знаков, использующих символику Евросоюза. За включение в названия брендов слов "Турция" или "Стамбул" и "Анкара" и соответствующих гербов установлена твердая такса. Запрещено использовать с целью рекламы имя основателя современной Турции Мустафы Кемаля Ататюрка. В Турции даже было заведено несколько уголовных дел против владельцев ресторанов, которые попытались использовать Ататюрка для привлечения новых клиентов. Так что икона Барака Обамы пока оказалась намного безопаснее. Да и к тому же американский президент только заступил на свой пост.

XS
SM
MD
LG